16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Автомобили, которых не было

Они кричали о себе в выцветших настенных календарях и официальных свидетельствах с безликой надписью «Транспортное средство». Они не были «Жигулями» или «Москвичами». О них говорили и слышали. Но они не могли ответить ни яркими формообразующими поверхностями, ни инновационной технической начинкой. Просто потому, что их не было…

«Cars that never were» – американцы даже придумали для них особый термин. Но в отличие от наших автомобильных кудесников, они-то умели доводить концепткары до серийных образцов законодателей автомобильной моды. Однако это совсем не значит, что у нас никогда не было достойных дизайнеров (или, как их тогда называли, художников-конструкторов), способных изменить традиционные взгляды на автомобиль. Но давайте по порядку.

Еще до того как был построен ижевский автозавод, в НИТИ «Прогресс» работали молодые специалисты над такими вот странными вариациями 408-го «Москвича». Вертикальные ряды круглых фар, их окантовка напоминает итальянские ФИАТы. А отсутствие задних дверей и куцый багажник с плавничками, перетекающими в поворотники, создают игривый, хотя и несуразный образ автомобиля не для перевозки картошки. Лучше положить в багажник мангал и несколько килограммов мяса, посадить на заднее сиденье пару девчонок - и по зимнику в красивый лес. Благо и название соответствующее – ЗИМА (Ижевский завод малолитражных автомобилей).

А вот работа ижевских мастеров оружейного производства. Мотоцикл из гнутых листов железа. Он словно кричит: «Меня так нагрузили, что вас, тяжелых рабочих с молотами и серпами за пазухой, я не повезу». Так и не повез. Потому что в славный автомобильный город пришли дизайнеры…

Первой разработкой местных умельцев была та самая «Комби». Первый в стране автомобиль, получивший кузов типа хэтчбек. Работа очень удачная и на тот момент поражающая даже французов. С ними, кстати, ижевские автомобилестроители позже были связаны работами по доводке своих проектов. В стране красивых женщин и благородных вин проводились испытания на безопасность, доводились ходовые качества перспективного автомобиля ИЖ 2126, дорабатывался дизайн и подбирались материалы для интерьера.

Итак, 70-е выдались очень богатыми на новинки, поиски и провалы. Иж-13 разрабатывался с 1970 по 1971 год. Округлые формы в профиль сменяются плоскими поверхностями в фас. Обратите внимание на подоконную линию – довольно-таки смелая на тот момент находка. Подштамповка на капоте, оригинальные колесные колпаки, хромированные ручки дверей. Вообще автомобиль производит вполне законченное и благодушное впечатление. Цельный образ.

Примерно в то же время в лучших автомобильных умах страны родилась идея создания первого в мире вседорожника с несущим кузовом. Комфортным, как легковушка, и проходимым, как «козел». Результатом технических и художественных изысканий стал Иж-14. Автомобиль действительно уникальный. Над ним трудилась та же группа дизайнеров под руководством главного дизайнера В. Е. Благоразумова (в отличие от дня сегодняшнего, раньше маркетинговые службы не продвигали одно имя, называя его создателем, потому и степень заслуг каждого номинально одинакова). А за всю сорокалетнюю историю через службу дизайна «Ижмаша» прошло порядка ста специалистов. Главным конструктором был В. А. Абрамян.

В чем уникальность этого автомобиля? По сути, это «Нива». Вернее, «Нива» - это Иж-14. А дело вот в чем. Когда появился государственный заказ на комфортный автомобиль для села, в гонку за право выпускать самый нужный для страны автомобиль включились ВАЗ и Ижевский автозавод. Машина была разработана, отличалась уникальной компоновкой, необычной для вездеходов комфортностью, легкостью, а для легковушки - проходимостью. Дизайн был вполне приемлем для непритязательного советского потребителя, а простота линий и форм делала его чрезвычайно ремонтопригодным. Но на ВАЗе было самое главное – агрегатная база от раскрученного тогда ФИАТ-124 и технические возможности для массового выпуска без больших вложений. Потому все наработки передали в Тольятти.

1974 и 1975-й - это годы разработки оригинальной машины под оптимистичным названием «Старт». Автомобиль, сделанный молодыми и для молодых. Готовый сорваться с места в карьер динамичный силуэт, модный и поныне горб на капоте, подразумевающий под собой огромную V-образную шестерку с турбонаддувом. Нос все равно что клин, рассекающий пространство, поднимающаяся сзади подоконная линия и четыре сдвоенных круглых фары, заставляющих трепетать юные советские сердца. Но такой автомобиль нельзя было выпускать в массы, иначе август 91-го наступил бы гораздо раньше.

Конец 70-х ознаменовался началом работ над всесоюзным мучеником – Иж-2126. Каких только вариантов дизайна экстерьера не пробовали, кто только не работал над интерьером, сколько названий было предложено («Катран», «Орбита», «Ода», «Фабула»)! Что получилось в итоге - всем известно. Но каков был путь! От квадратных и несуразных авто со слишком круглыми фарами до вариантов с единой кузовной платформой. То есть у седана, хэтчбека и универсала все кузовные панели одинаковы, кроме крышек багажника и стекол. Даже колесная база и общая длина автомобиля! Этот принцип, кстати, был использован и при серийном производстве – универсал «Фабула» той же длины, что и хэтчбек «Ода».

Тема мотомобилей всегда была актуальна для автозавода, входившего в группу предприятий «Ижмаш». Есть агрегатная база, есть идеи и творческий потенциал, наконец, автомобильное производство. Потому появлялись различные варианты пляжных, городских повозок с мотоциклетным двигателем и пластиковым кузовом. Дело было в странных и меняющихся 80-х. Отсюда индустриальный дизайн спальных районов и белых заводских корпусов.

За создание «Средства транспортного трехколесного» Борис Михайлович Аверьянов, один из ведущих дизайнеров, получил премию размером в 30 рублей. Невиданная щедрость со стороны государства! Обычно премировали инженеров десятью, пятнадцатью рублями, притом что зарплата составляла сто шестьдесят рублей. Но это транспортное средство действительно было интересно. Дело в том, что оно складывалось!

Двадцать лет назад в художественном автомобилестроении царил его величество биодизайн, потому плавные аэродинамические формы соседствуют с необычными конструктивными решениями. Живые и стремительные, но нежные и ласковые. Взгляните на эскизы, напоминающие собой вазовскую «десятку» и некоторые японские купе начала 90-х. Это и есть биодизайн. Разрезанные на половинки боковые стекла, плавные линии огней, заканчивающие единый образ. У меня в детстве была книжка-раскраска, где предлагалось придать цвета черно-белым эскизам автомобилей 21-го века. Еще тогда меня поражало то, что теперь водитель находится не в тракторе, а в живом существе. Кажется, будто панели не из железа, а по крайней мере из мягкой резины. Жаль, что эти идеи практически не воплотились в жизнь.

Тема эскортного мотоцикла – 1986 год. Руководство партии считало, что их лимузины должны сопровождать такие вот спортивные мотоциклы. Сколько надежд было возложено на эти рисунки и модели… Недавно на улице Удмуртской мимо меня промчался современный супербайк, на котором восседал сотрудник ДПС.

Марка «Иж» канула в лету. Автозавод, пытавшийся было превратиться из сборочного производства 412-х «Москвичей» в самостоятельное автомобильное предприятие, вернулся к корням. Впрочем, дерево все равно оказалось слабеньким – развитие проекта с КИА в тумане… Заводская студия дизайна была сокращена и большинство мастеров дизайна ушли в свободное плавание на корабле под названием «i-ДИЗАЙН» но это уже другая история. А «те, кого не было», много лет хранились в подвалах «ИжАвто», пока их не выкинули на разборку. Молчаливый металлолом! Остались лишь эти фото.

Дмитрий Киро



Архив АВИСвежий номер



Автомобили, которых не было

KIA Spectra: шансы на успех

Отмучился

Иж-Fabula жизни на колесах

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

KIA Spectra: шансы на успех

Отмучился

Иж-Fabula жизни на колесах


Все статьи рубрики (9)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru