16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Богатыри «Нивы»

В только что растаявшем марте властью симпатичных совпадений обозреватель АВИ дважды побывал на Ижевском автозаводе. Сначала - попав в кортеж соглядатаев, семенивших по конвейеру за экскурсантом и автогонщиком Николаем Фоменко, а неделей позже - заглянув на научно-техническую конференцию.

Этот съезд ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) имел громкий международный статус, но смешным образом носил сугубо «внутреннее» название – «Проблемы и перспективы автомобилестроения в России». Любопытным мне показалось то, что в длинных стенах «ИжАвто» критика от званого гостя Фоменко сначала оставила руины от Волжского автозавода, а всего через семь минут хозяева уже непрозрачно намекали, что готовы выстроить тесные контакты с ВАЗом.

ПЕДАЛЬ ВАЗа ДО ОТКАЗА

В предыдущем выпуске АВИ уже рассказала о приключениях Фоменко в Воткинске, а в свежем выпуске мы решили вспомнить самые острые моменты визита острослова Фоменко на Ижевский автозавод.

Шоумен был искренне и приятно шокирован увиденным на конвейере «ИжАвто». После экскурсии Фоменко долго пел дифирамбы предприятию, которое в очередной раз изловчилось и после расставленных крестов на могилках «шестерки», всего семейства «Оды» и их падчерицы «Фабулы» (кстати, не в последнюю очередь из-за политики тольяттинского гиганта) сумело выжить, предложив свою версию продукта, заимствованного в Корее. Ижевская KIA Spectra, выпускавшаяся раньше под лейблом Shuma, быстро и прочно заняла свое положение в любимой потребительской нише страны - «цена-качество». Расхвалив «Спектру», Фоменко как будто ожидал вопроса о ВАЗе и обрушился на него, что называется «на все деньги»:

- Обещания ВАЗа выпустить конкурентоспособный автомобиль мы слышим уже почти 30 лет. Помню, я еще в школе учился, а на ВАЗе уже говорили: «Сейчас, сейчас!» Потом еще «сейчас, сейчас». Ничего у них не произойдет.

Сопровождавшему Фоменко во время экскурсии директору «ИжАвто» Михаилу Добындо было крайне обидно услышать эти критические эскапады автогонщика. Все-таки Добындо больше 30 лет отработал на ВАЗе и в ответ на филиппики Фоменко старался разуверить гостя в его непримиримой позиции: «Все будет нормально, все произойдет». Однако Фоменко уже «нажал на педаль ВАЗа» и упрямо продолжал полоскать волжан:

- Если ВАЗ целиком не перестроит систему производства и мышление, то они опять будут пичкать нас своей продукцией. Я не верю в то, что в Тольятти на пустом месте создадут хороший продукт. Им придется взять и воспользоваться тем, что делает весь мир – Ижевский автозавод в этом образец. И на этой базе можно делать все что угодно и шагать вперед. А когда ВАЗ зависит от двадцати тысяч поставщиков, ковыряющих в носу и не желающих ничего не делать, то вырастает конгломерат проблем. Мне кажется, изобретать собственный автомобиль в контексте массового производства сейчас не нужно. Необходимо изобретать технологические решения, создавать при заводах дизайнерские бюро, чтоб наша талантливая молодежь не утекала на Запад, и делать мелкосерийные продукты, которые будут являться шедеврами автопрома. Повторю, что построить конкурентоспособный автомобиль на пустом месте - иллюзия. Мы самолетный двигатель, который бы мог конкурировать, уже три десятка лет построить не способны, и что тогда про машину говорить?

БЕЗ ПОЛНОЙ ДИСКОТЕКИ ИЗ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ

- Как вы расцениваете китайскую автоугрозу для россиян? – этот вопрос подоспел вовремя и Фоменко оставил в покое небедный Волжский завод. Правда, очень ненадолго.

- Страшнее то, что российская коррумпированность может окончательно уничтожить все, что осталось в нашей стране. Уверяю вас, Европа не пустит китайские машины на свой рынок. Потому что они еще хуже «Жигулей» убивают людей. Это же картонные агрегаты. Поскольку наших чиновников чаще всего не волнует безопасность и жизнь соотечественников, они подписывают бумажки, размышляя: «На этом авто мне не ездить, к тому же я еще и получу что-нибудь за свою подпись». Я считаю, что нужно запретить транспортные средства, собранные в Китае. Прежде всего потому, что они крайне опасны.

- Автоспорт всегда был лучшей рекламной возможностью для продвижения продукции и без того передовых автозаводов. Странно, что KIA Motors не спешит инвестировать спортивные проекты…

- Я вам скажу, что в прошлогоднем чемпионате ФИА «Гранд-туризм» и в Le Man Endurance Series вне зачета выступал «Мослер», который делают в США мелкооптовыми сериями и эта марка пытается пробиться на большой рынок. Но для всех зрителей эта машина не американская, а корейская. Потому что этот двухместный прототип был весь обклеен логотипами KIA. С точки зрения брендинга потрясающее решение. Железными маркетинговыми ходами KIA Motors сделала мощнейший шаг, встряхнув весь автомобильный мир. Ну кто еще догадался бы наклеить на другую марку свой овал? Начиная с сезона 2006 года «Мослер» снова поедет с логотипом KIA, но уже в зачет чемпионата. И я не сомневаюсь, что эта машина станет выигрывать, ибо в минувшем сезоне она ехала очень хорошо и на высоких позициях. Все продолжают думать, что это машина KIA, а на самом деле это «Мослер». Для подобных решений нужна смелость. На Ижевском автозаводе также смело перечеркнули старое, и как бы сложно ни было, с чистого листа поставили на конвейер «Спектру». Это тоже смелость, которая и двигает цивилизацию вперед.

- Журнал «Автопилот» собирается проводить тест-драйв KIA Spectra ижевского производства?

- В «Автопилоте» я с удовольствием расскажу про «Спектру». Более того, в апреле я начинаю вести русскую версию популярной английской автомобильной программы Top-Gear. Из чувства патриотизма я сяду в «Спектру», сделанную в Ижевске, чтобы показать миру, что в России умеют делать машины не с помощью отвертки, а на огромных заводских линиях. Раньше «Автопилот» не тестировал эту марку, ссылаясь на то, что KIA не бренд для глянцевого журнала. Но как-то будучи в Германии я увидел одну из моделей KIA с сумасшедшим рестайлингом и в ней совершенно отсутствовало корейско-китайское дискотечное ощущение. Поэтому в журнале я предложил пари: «Давайте я завяжу вам глаза, вы сядете в салон и скажете, что это за машина? На полном фарше». В итоге все закончилось тем, что теперь «Автопилот» может и хочет делать тесты таким автомобилям. Что касается «Спектры» - еще и потому, что это сделано в России.

БОБРЫ В ЛУЖАХ И АДРЕНАЛИНОВАЯ ГЛУПОСТЬ

Здесь беседа с журналистами, задавшими несколько «неправильных» вопросов, была прервана и Фоменко пригласили провести практический «спектральный» анализ. После теста «Спектры» русский пилот английской команды Russisn Age Racing, выступающей в кольцевом чемпионате ФИА «Гранд-Туризм» в самой престижной гоночной серии GT-1, продолжил общение с прессой:

- Думаю, что Ижевскому автозаводу совсем не нужно беспокоиться о строительстве испытательного автодрома. Для проверки ходовой части автомобилей на ижевских улицах есть все: ямы трехметровой глубины, открытые люки и лужи, в которых могут селиться бобры. Про щели и дыры в асфальте я не говорю. Хотя направления, называемые дорогами, все-таки присутствуют. Что касается «Спектры», то я мечтаю, чтобы она стерла с лица Земли ненавистные мне «Жигули». Просто стерла это уродство. Вопросов к автомобилю у меня нет. Он выглядит как человеческая машина. Садишься, заводишь и едешь. Это идеальное состояние для машины. Скажу больше, если бы у меня был выбор между «автоматом» и механикой, я бы, конечно, взял «автомат». Он еще больше оглупляет водителя. И это правильно! В машину с механической коробкой водитель садится и начинает все портить, жать, давить на сцепление. Наши люди физически мощные и очень нервные. Им надо все рвать. А на «автомате» ты едешь и ни о чем не думаешь, точно зная, что как автомобиль разгонится, так и остановится. В отличие от «Форда Фокуса», который в среднем стоит на 5 тысяч долларов дороже «Спектры», я за эту разницу в цене сделаю из KIA «истребитель» и отправлю его на гонки, а в «Фокус» мне придется вложить еще 200 тысяч и он никуда не поедет. Поймите правильно, я не ругаю «Фокус». Я просто хочу сказать, что машины-одноклассники должны стоить примерно одинаково. А когда машина стоит на 5 тысяч дешевле и при этом подпирает «Фокус», то становится странно за некоторых его изготовителей.

- Ваш завидный водительский стаж пришелся на управление корейскими автомобилями?

- У меня были две корейские машины, в том числе KIA Shuma, на которой я ездил четыре года и ни разу этот автомобиль не сделал того, что бы меня удивило. Моя автомобильная мечта - открыть дверь, сесть и поехать. Все! Автомобиль обязан доставлять удовольствие и ижевская «Спектра» его доставляет. К тому же она не выглядит как эти ужасные «стамески». «Спектра» выглядит человеческой машиной. Эта машина привезет тебя туда, куда надо. Это и есть идеальное состояние для автомобиля.

- Во время теста ижевские водители вам не докучали?

- Меня водителями не испугаете. Я ездил в Шри-Ланке, что пострашнее, чем ездить по Москве. В этом смысле я абсолютно каменный. Медленно сел, пристегнулся и даже если на меня будут кричать, бибикать, я все равно буду ехать как ехал. Я не экстремал и не люблю слово «адреналин», потому как это очень популистское мнение о профессиональной работе гонщиков. Адреналин не имеет никакого отношения к профессиональному спорту. Если у профессионального пилота в голове будет адреналин, то ему нужно ехать не на старт, а к психиатру. Разве у горнолыжника, когда он мчится по трассе скоростного спуска, есть адреналин? Он же думает о работе. Вместо адреналина у спортсмена должна быть концентрация, не горячка, полный холод, который не дает перекипать и орать «А-а-а-а!», как будто ты прыгнул вниз со стометровой высоты. Поэтому, что касается разных глупостей типа прыжков «отсюда и туда», ударов головой об забор – это все не ко мне…

КОНФЕРЕНЦИЯ С КОНФЕТКОЙ ДЛЯ БОЛЬНОЙ «ДЕВОЧКИ»

Спустя неделю после визита шутливого шоумена с экскурсией по конвейерным ниткам Ижевского автозавода уже ходили суровые делегаты научно-технической конференции «Проблемы и перспективы автомобилестроения в России». О них, родных и дорогих, и кое о чем другом в интервью АВИ рассказал президент ААИ, советник вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Петр Прусов:

- Я по-прежнему утверждаю, что без изменения концепции развития автомобилестроения в России, перспективы хоть «АвтоВАЗа», хоть «ИжАвто» одинаково трудные…

- …Неужели вы считаете, что у российского автопрома была «девочка», в смысле концепция его развития?

- Какая же это концепция, когда с автозаводов увольняли по 15 тысяч человек и взамен открывали всего 400 рабочих мест? Автомобильная промышленность – стратегическая отрасль. Нет ее - нет потребления металла и пластмассы. При отсутствии потребления металла нет потребности в рабочих добывающих отраслей. Во всем мире принято считать, что одно рабочее место в автопроме дает семь рабочих мест в смежных производствах.

- Может, нужно, как говорил Жванецкий, «подправить что-то в консерватории», имею в виду изменение положений концепции?

- Изменить нужно всего две вещи. Не отрицая строительство сборочных заводов, необходимо объявить приоритетным развитие собственного производства и востребование своего интеллектуального потенциала. Для этого надо преодолеть инерцию мышления на всех уровнях, а правительству страны дать нормальные гарантии под инвестиции, вложенные в российское производство. И обязательно нужно уменьшить процентные ставки по банковским кредитам. Яркий пример – если «Тойота» получает кредит под ноль процентов…

- …заметьте, при полном отсутствии забот по социальной сфере, способной утащить на дно любое предприятие…

- …то пусть «ИжАвто» попробует получить кредит со ставкой меньше 17 процентов.

- Вы разделяете точку зрения, что промышленная сборка заимствованных иностранных моделей на промежуточном этапе поможет российским автозаводам «перезимовать» до наступления весны в отечественном автопроме?

- Как бы мы ни пытались, выпуск автомобилей всех классов нам уже не закрыть. Нам нужно закрывать наиболее массовые классы автомобилей. В ближайшие 20 лет Россия не сможет производить автомобили класса «Мерседеса», «Феррари» или «Бентли». Их хорошо производят в одном месте и развозят по миру, а выпуск продукции массовых классов даст толчок в сфере занятости, в развитии металлургии, химии и производства пластмасс, электроники и даже текстильной промышленности.

- С каждым годом идет снижение доли отечественных автомобилей на российском рынке и пока не видно причин для изменений в этой отрицательной динамике. Если в 2004 году этот показатель был равен 57 процентам, то в прошлом составил всего 46. Шаг назад с годовым минусовым сальдо в 11 процентов кричит о постепенном уничтожении российского автопрома.

- Что бы мы ни делали и ни говорили, если не будет роста производства, наша доля на нашем же рынке будет падать. Свято место никогда не бывает пустым. Если растет спрос, он должен удовлетворяться. Считаю, что мы должны держать 60-65 процентов своего рынка. Если этот показатель будет выше, притупится конкуренция.

- А может, в России исторически не умели делать хорошие авто и нам нечего тужиться в соревновании с известными брендами?

- Не согласен. Для того чтобы мы делали хорошие автомобили, нужны хорошие технологии. Я полагаю, что качество обеспечивается не одним контролем, а именно технологией и конструкцией, а контроль - один из критериев поддержания качества. В 70-х годах качество автомобиля «Жигули» вполне достигало мирового уровня. Это позднее все потихоньку разболталось. А что касается нареканий, то у меня есть данные германского исследования по изучению удовлетворенности потребителей марками автомобилей. Да, мы там не первые, но и не последние. И кстати, мы там выглядим лучше «Мерседеса» и БМВ.

- Просто наши запросы очень скромные и непритязательные, как у медведя Балу из диснеевского мультфильма «Книга джунглей». Какой же российский автомобиль вы назовете самым удачным?

- Очень хорошо мы выглядели со старой «Нивой». Она до сих пор хорошо продается не только в России, но и за рубежом. При этом все кричат, чтобы мы ни в коем случае не снимали его с производства, хотя должны были это сделать еще в 2005 году. Между прочим, после вмешательства ААИ антимонопольная служба признала, что контракт ВАЗа и GM нарушил российское антимонопольное законодательство, что позволило продолжить выпуск «Нивы», которая на любом международном автосалоне определяет лицо российского автопрома.

- К слову, изобретенная на Ижевском автозаводе под маркой «Иж-14», «Нива» была позднее передана в Тольятти и стала первым в мире легким вездеходом с цельнометаллическим несущим кузовом. Эта передача стала первым контактом двух заводов и сегодня «ИжАвто» готов продолжить историю взаимоотношений с ВАЗом. По моему мнению, самой «сладкой конфеткой» на конференции как раз были интересные предложения ижевчан о расширении сотрудничества с Волжским автозаводом. Как вы прокомментируете эти инициативы?

- Все возможно… Только надо разговаривать. Причем разговаривать долго. Один разговор этот - не разговор, а только его прелюдия, передача информации к размышлению.

Олег Сонин



Архив АВИСвежий номер



Богатыри «Нивы»

KIA Spectra: шансы на успех

Отмучился

Иж-Fabula жизни на колесах

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

KIA Spectra: шансы на успех

Отмучился

Иж-Fabula жизни на колесах


Все статьи рубрики (9)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru