16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Игорь ОРАЛОВ. Три стихии экстремала

Спортивные качества водных мотоциклов и снегоходов первым в Ижевске испытал Игорь Оралов. Он попробовал оседлать эту технику, внутри которой были спрятаны сильные норовистые "кони", ровно десять лет назад. Отсюда в юбилейный год знакомства Игоря с летающими "скамейками" у корреспондента АВИ появился отменный повод для пространного интервью с пионером-экстремалом. Его знакомые с завистью говорят, что Оралов гоняется на всем, что катается.

НА YAMAHA ПО "КАНАВЕ"

По жизненному предначертанию получилось так, что Оралов самым первым среди всех ижевских мужиков, подсевших на полюбовную связь с техникой, взял в обиход мощную импортную снежную спортивную машину. Выбор в пользу иностранца был очевиден - "советский" снегоходный класс к тому времени вымирал на глазах.

До поры Игорь просто устраивал покатушки сугубо в индивидуальном зачете, пока однажды на горизонте гонщика не появился Сергей Стрем. Он работал официальным дилером по снегоходам и пригласил Оралова на титульную гонку Bombardier в Уфе, организованную башкирским дистрибьютором канадских "бомбардиров". Эта гонка была одним из первых полуофициальных стартов во всей России. На удивление, чуткие до изменения приоритетов в спортивной моде пилоты образовали тесный круг в соседних с Ижевском городах - в башкирской столице, Кирове и Альметьевске. Как будто вместе с ижевчанами только ближайшие соседи уловили хорошее будущее снегоходного спорта. Число зимних гонок постепенно росло, и в этой приятной для снегоходчиков акселерации мастерства появлялся такой важнейший пилотажный элемент, как накат.

Когда в наш край заглядывало лето, по размышлениям Оралова, было глупо упускать время для проверки сложного характера водной стихии. Поэтому вслед за снегоходом Игорь купил "лодку" Yamaha и вскоре дебютировал на этом "японце", храбро ныряя в водные "канавы" и вздымаясь на гребни волн. Удачный дебют на снегу (где Оралов остается верен Bombardier Ski-doo), а затем и на воде укрепил симпатии пилота к круглогодичному разумному экстриму.

СОЮЗ КЛЮЧА И ОРАЛОВА

- Если повернуть ключ на старт воспоминаний от самого "яйца", то копаться в железках ты, наверное, начал на станции юных техников?

- Как и все мои приятели, я тоже возился в разных кружках типа "Умелые руки". Причем увлечения пацанвы менялись в год не по разу. Вчера он был судомоделистом, а завтра уже запускал в небо планер. Благо технических кружков было вдоволь. На станции юных технарей я вместе с товарищами копался в моторах, а намного позднее красной полосой через мои спортивные пристрастия прошли карты - не игральные, а юркие приземистые машинки, клуб "Автомобилист" и идолы ижевского картинга. Володя Пивоваров и Игорь Дудин гонялись на чемпионате России, а я как мог помогал команде деньгами и техникой.

- Что же подтолкнуло тебя приблизиться к снегоходам и водникам? Как я догадываюсь, привычные мотоциклы и автомобили стали порядком приедаться?

- Работать я начинал инженером-испытателем в центральном конструкторском бюро № 36 на автозаводе, а потому мотоциклы и машины по роду деятельности мне действительно немножко поднадоели. Это была моя ра-бо-та. В то время российский автомотоспорт начал рушиться, экономика - чахнуть, и все автомобильные и мотоциклетные заводы "присели в глубоком реверансе". Становилось понятно, что традиционные технические виды спорта будут вымирать. К тому же "классика" была мне уже не интересна. Перспектив у нее я не видел. Чего нельзя было сказать про новые экстремальные разновидности мощной техники. По видеокассетам я увидел, что творят забугорные спортсмены на снегоходах и водниках. Когда у нас в стране появились возможности зарабатывать деньги, я уволился с завода и двинул на вольные хлеба. Эти нивы позволили мне купить гибрид дорожного мотоцикла и модели офф-роад, потому как всю жизнь я "сильно болел" по эндуро. Теперь летний сезон у меня был занят путешествиями, но другая половина души требовала найти адекватную "болезнь" на морозе. Нашел я ее как раз в снегоходах. Эта новизна неодолимо манила. Незнакомое всегда интригует, намагничивает, притягивает. Мое увлечение водниками тоже вполне понятно - они звали испытать себя в водной стихии.

ТАНКИ СНЕГА НЕ БОЯТСЯ, БАЙКИ ВОДУ КИПЯТЯТ

- Сравнение является основным мерилом человеческого познания, а потому считаю уместным задать тебе детский вопрос о том, что ты любишь больше - снегоход или водник?

- Если можно так выразиться, они созвучны друг другу. Но коли сравнивать ощущения, которые вызывают эти машины, то взрыв эмоций на воднике гораздо сильнее. Аквабайк более экстремален, чем снегоход. Это однозначно. Снегоход тоже крут, быстр, но у снегохода есть тормоза и, в конце концов, снег.

Водник не имеет тормозов. Эта техника гораздо сложнее и опаснее. Здесь нужен конкретный и строгий расчет. Вода имеет свойство сильного заноса, а снегоход заносит только на льду. По снегу он прет как танк. Гидроцикл же подвержен сносу и боковому глиссированию. На воднике намного больше техники пилотирования и нужна хорошая физическая подготовка.

- Признайся, большой размер твоих спортивных амбиций - это до конца не реализованная страсть к любым гонкам?

- Скорее всего, да. Большинство мужиков в Удмуртии всегда болели техническими видами спорта. Вспомни регулярные старты на ипподроме, автогонки, мотогонки на льду, кроссы в Чемошуре. Мое поколение росло на этих гонках. Мальчишкам хотелось гоняться, но рев моторов по известным причинам в одночасье заглох и наши увлечения накрылись медным тазом. Отсюда и возникла эта нереализованная страсть. С рождением альтернативы в виде снегоходов и водников она возродилась и вылилась в экстремальную эпопею. Не скрою, что моим духовным наставником был великий мотогонщик Сергей Чирцев, царство ему небесное. Он тоже пристрастился к снегоходным гонкам и помогал нашим ребятам не только стоящим советом, но даже подсказывал, как лучше выстроить трассу. Опытным и зорким глазом одиннадцатикратный чемпион СССР видел в трековых гонках аналог и своеобразное продолжение ледового спидвея.

АЭРОБНАЯ "ИНФЕКЦИЯ" И ФИЛОСОФИЯ КУБИЗМА

- Две стихии ты освоил - снег и воду. Намек, надеюсь, понимаешь. Когда в воздух полетишь? В столицах частники все активнее господствуют и занимают воздушное пространство...

- Прогнозы делать сложно, но наши ижевские дельтапланеристы тоже стали нашими клиентами-друзьями, и мы сейчас готовим им моторы. Они стопроцентно пообещали, что с началом летного сезона они меня туда (при этих словах Игорь ткнул пальцем в небо) все-таки поднимут. Моторы-то у них, можно сказать, одинаковые, что и у нас - австрийские "Ротексы". Разумеется, движки эти ставятся не на спортивные, а на утилитарные снегоходы. Что до самолетов, то в нашей глубинке до них еще далеко.

- Очень многие мужчины одушевляют свои любимые игрушки, порой заменяющие им женщин. Обращаются с ласковыми эпитетами: "Ласточка моя" и прочие сюси-пуси. Можно относиться к этому явлению по-разному, а мне хотелось бы узнать, как величает своих "подопечных" Игорь Оралов?

- Тесный контакт с техникой предусматривает теплое, душевное отношение с ней. Если знаешь, что техника на пределе, то мысленно на подсознательном уровне как будто подбадриваешь ее: "Давай, родимая, не подкачай, потерпи немного, а потом я тебя полечу, поправлю, ты только в этом старте меня вынеси с "поля боя", а там и наши, и помощь подоспеют". А когда сломается машина, ты невольно с укоризной спрашиваешь с нее: "Ну почему именно сейчас, в самый ответственный момент ты меня подвела?" Нынешний зимний сезон из-за технических проблем прошел для меня безобразно. Где бы я ни гонялся, постоянно заканчивал гонку в серединке. На Ижевском ипподроме вроде и машинка была свежая, механики день и ночь потели над ней, от гонки до следующего старта до двадцати раз мы только мотор разбирали. Искали причины и поняли, что этот мотор был не гоночный, а утилитарный. Из-за этого и не было ни одной большой победы на этапах. Занимал места сразу вслед за призовой тройкой, словно кто-то заколдовал. Стал в итоге только бронзовым призером кубка России в классе машин до пятисот "кубиков".

- Кстати, почему ты выбрал пятисотого ярко-красного "бомбардира", а не остался на "тысячнике"?

- "Тысячники" мне стали не очень интересны. Если взять такой показатель как контрольное прохождение круга, то максимальная разница между лучшим временем у "пятисоток" и машин свободного класса заключается всего в одной секунде на четыре круга. Машина, обладающая вдвое меньшим рабочим объемом двигателя, идет не тише "тысячника". Динамика разгона у нее ничуть не хуже. При этом привлекает, что в "пятисотках" больше пилотирования, техники вождения. Здесь нужен опыт. Если на "больших" машинах гонщик надеется на мощностные параметры своего "коня", закладывая основы победы на прямых или на выходах из поворотов, то на пятисоткубовых снегоходах все обгоны происходят на поворотах, и успех приходит преимущественно благодаря технике пилотажа. Поэтому я и ушел в класс "пониже". В любом техническом виде элитным был класс, где не мощность мотора "рвет", а работает голова. Кроме того, я освободил дорогу молодежи, которая пересела на мощную технику, и закрыл проблемные позиции ижевчан в "пятисотом" классе, где почти никого не оставалось.

ПОЧЕМУ ШТАНГИСТ НЕ ПЛАТИТ ЗА ШТАНГУ?

В следующем зимнем сезоне впервые в России должен пройти многоэтапный национальный чемпионат по трековым гонкам на снегоходах, глава федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов уже готов подписать его календарь. Поэтому в трансфере Оралова в "мелкий" объем подкупает разум и прагматика. Тем более что в ижевском клубе "Экстрим-рейсинг" уверены, что сумеют принять один из этапов чемпионата страны. Правда, похоже, местным рейсерам снова придется тянуть лямку в одиночку. Столица и ее республика снова остаются на обочине трека.

- С аквабайка, который состоит на учете в ГИМС, дерут ежегодный налог в размере 20 тысяч рублей, - Игорь Оралов сетует на чиновничьи вывихи и одновременно спрашивает у разного рода инспекторов порядка. - За что? Я бы лучше купил на эти деньги детали для гонки. Мы пытаемся объяснить, что катаемся не от безделья, не потому, что с жиру бесимся, а потому что мы спортсмены. Почему штангист не платит за штангу? Потому что это его спортивный снаряд. Но слушать нас никто не желает, зато все хотят наказывать рублем.

- Но даже при всей ненормальной парадоксальности ситуации, в ней возникает и положительный момент. Вы не зависите от государства, и это автономное существование позволяет вам быть мобильными и свободными. На какую гонку захотели поехать, на такую и отправитесь...

- Пусть я стану зависимым от каких-то жестких правил и инструкций спорткомитетов, но хотелось бы, чтобы у властей появился к нам интерес, как к спортсменам, которые представляют Удмуртию в других регионах России. Наш полулюбительский уровень постепенно выходит на профессиональный. Снегоходные гонки включены в программу экстремальных игр и через несколько лет они получат шанс войти в олимпийскую семью.

- Простые ижевские мужики как раз всегда были близки к технической спортивной тематике. Может быть, поэтому вы здесь и родили первую дружную команду трековиков. Она стала подтверждением этой близости. В других городах такой многочисленной "конюшни" нет.

- Прежде всего, в Ижевске нашлись единомышленники, "больные" экстремальными техническими видами спорта. Повторю, что потенциал к спортивной технике, который всегда ярко характеризовал Удмуртию, и вылился в наш клуб. С чего вдруг на ипподроме стали возрождаться любительские соревнования по автогонкам? Это тоже выход энергии, давно заложенной в ижевских мужиков. Возрождение технических видов спорта началось, но пошло оно по неверному пути. Намного правильнее было подключаться к этому возрождению государству, республике, которым пока по барабану, и наплевать на нас. Деньги на финал кубка России до последней копейки собирали своими руками. А почему бы не создать у нас детский клуб или кружок снегоходного спорта, купить им технику и привлечь ребятишек к работе с железками? Я бы вместе с механиками возился с детворой не за зарплату, а на общественных началах. Но на государственном уровне никаких подобных программ нет. Да, эта техника дорогая, но никто не просит покупать мальчишкам Bombardier. Купите им "Рыси", и доброе дело тронется с места, заразит народ и появится массовое увлечение.

Олег Сонин



Архив АВИСвежий номер



Игорь ОРАЛОВ. Три стихии экстремала

Быстрокрылый соловей

Александр Кобзев. Несамоуверенный ГФИ

Николай Костин: “Все свои автомобили я оборудовал под себя...”

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Быстрокрылый соловей

Александр Кобзев. Несамоуверенный ГФИ

Николай Костин: “Все свои автомобили я оборудовал под себя...”


Все статьи рубрики (18)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru