16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Народный «автомат»

Конец 60-х годов прошлого столетия. Строятся новые районы, возводятся заводы–гиганты, открываются новые школы, институты и университеты. В моде гигантомания, планы, новостройки. По улицам среди белоснежных пятиэтажек катят сверкающие свежей краской и рыбьими глазами автобусы. Суперсовременные ЛиАЗ-677…

В студенческой среде горячо обсуждаются преимущества новейшей пневматической подвески перед стандартной рессорной, V–образный бензиновый восьмицилиндровый двигатель – недавняя разработка ЗИЛа и, конечно же, чудо советских автомобилестроителей (других-то не знали!) - ГМП-2…

Определение: гидромеханическая передача – это «коробка, состоящая из механической коробки передач и гидродинамической передачи» (проще говоря, гидротрансформатора). В свою очередь гидротрансформатор – это «бесступенчатая передача, состоящая из лопастных колес с общей полостью, в которой крутящий момент передается за счет изменения момента количества движения рабочей жидкости».

Ничего страшного, если вы не все поняли до конца. Это не что иное, как обычный «автомат». Водителю не нужно выжимать сцепление и переключать передачи во время движения, что существенно облегчает его труд и благоприятно сказывается на безопасности движения. Уникальный механизм имел две ступени, потреблял 27% мощности двигателя, 19 литров высококачественного трансмиссионного масла (другое было смерти подобно) на каждые 12–15 тысяч километров, но тем не менее обеспечивал отличную плавность переключений. Конструкция отличалась высокой надежностью и имела «знак качества», а ее ресурс до капитального ремонта составлял 200 тысяч км. Задний мост и двигатель были позаимствованы у ЗИЛ-130. Кстати, последний располагался непосредственно в кабине, справа от водителя. Салон имел хорошее отопление благодаря тому, что воздух подогревался от радиатора, но это служило и причиной появления запаха бензина и отработанных газов.

Впрочем, на такие «мелочи» тогда мало кто обращал внимание. ЛиАЗ-677 стал всенародным, даже больше - демократическим видом транспорта. Рабочие, инженеры, экономисты, профессора, - словом, все кто не имел собственных «Жигулей», ездили на нем.

А началось все в 1960 году в городе Ликино-Дулёво, что находится неподалеку от Москвы. Столичный ЗИЛ к тому моменту уже не справлялся с возросшими потребностями по грузовикам, не говоря уже про автобусы. Потому и было решено перевести популярную тогда модель ЗиЛ-158В в Ликино. В 1961 году ЛиАЗ достиг мощности ЗИЛа по производству автобусов, а затем более чем в 1,5 раза перекрыл ее. За 10 лет ЛиАЗ выпустил 50 тыс. автобусов (серии 158).

Проектирование нового городского автобуса ЛиАЗ-677 началось в 1962 году. В процессе использовались наработки конструкторов ЗиЛа и ЛАЗа (Львовского автобусного завода) – двух производственных объединений, имевших на тот момент наибольший опыт конструирования и производства автобусов большого класса. И уже осенью того же, 1962 года, на ЛиАЗе был построен первый прототип. Новая модель отличалась высокой предельной вместимостью – 110 человек (25 мест для сидения), широкой задней площадкой с низким по тем временам полом, куда вела всего одна ступенька, незамерзающими маршрутоуказателями, удобными и простыми сиденьями и высокой плавностью хода.

Весной 1968 г. начался серийный выпуск машин новой модели на конвейере ЛиАЗа. В 1971-м началось массовое производство новых автобусов, их выпуск в течение девятой пятилетки удвоился. Более знакомая и массовая модель ЛиАЗ-677М (это те автобусы, что колесят сейчас по Ижевску) начала выпускаться в 1979-м. Она отличалась наружной светотехникой, декором и прочими несущественными деталями. Эти машины в массовом порядке выпускались аж до 1994 года! А до 2005-го собирались на различных авторемонтных предприятиях страны. Да и сам завод делал так называемые кузова первичной комплектации с собранным салоном.

2006 год. Начало XXI столетия. В моде красивая жизнь. Море красивых иномарок на страницах глянцевых журналов. А по улицам… по улицам едут все те же «рыбоглазые», округлые, уже давно не отливающие свежей краской автобусы ЛиАЗ-677. Почти 40 лет в строю! И вот снова молодые студенты, и не очень молодые преподаватели залезают, толкаются и совершают свои ежедневные поездки… И не замечают ничего! Нет уже ГМП-2, даже слово то теперь звучит как ругательное. Ее самостоятельно заменяют на пятиступенчатую механическую от того же «сто тридцатого» ЗИЛа. Кстати, для этого приходится делать вырез в раме, что, конечно же, сказывается на прочности конструкции. А на месте «автомата» приваривается промежуточная опора карданного вала (изначально их два – от двигателя к ГМП и от нее - к заднему мосту). Машина становится более экономичной, судите сами 56 л/100 км с ГМП, или 36 л/100 км с «механикой», но менее интересной. Салон теряет свою первобытность. Городских машин ЛиАЗ-677 почти не осталось. В основном бегают его пригородные модификации – ЛиАЗ-677Б, которые отличаются ровным полом по всей длине салона (соответственно, ступеней при входе две), двуместными сиденьями в каждом ряду, благодаря чему число мест для сидения увеличилось до 35. На некоторых машинах отсутствуют люки. Зато кузовные панели до сих пор оригинальные. Над освещением салона электрики ИПОПАТа хорошенько поработали. Дело в том, что старая схема освещения уже не соответствует санитарным нормам – зрение кондуктора надо беречь.

Середина настоящего столетия. В число самых оригинальных, надежных и простых автомобилей помимо «Жука», «ситроеновского утенка» и «Крыла чайки» попал последний, только что снятый с рейса ЛиАЗ-677. Наш народный универсальный автобус, который может по праву служить образцом для подражания конструкторам будущего. Очень хочется, чтобы этот чудаковатый, неубиваемый, вечно молодой, сельский «скотовозник» сохранился в первозданном виде, хотя бы в нескольких экземплярах для истории. Но только для нее…

Модификации:

ЛиАЗ-677МБ - пригородный, отличается 4-рядной планировкой сидений, числом мест для сидения - 35, ном. вместимостью - 67, предельной вместимостью - 87, наличием запасного колеса на задней стенке снаружи;

ЛиАЗ-677МС - для районов с холодным климатом (от -60 до +40°С), отличается наличием теплоизоляции кузова и двойного остекления, 4-рядной планировкой сидений, числом мест для сидения - 29, ном. вместимостью - 74, предельной вместимостью - 101;

ЛиАЗ-677Г - газобаллонный, на сжиженном нефтяном газе.

ЛиАЗ-677В - экскурсионный автобус с одной одностворчатой дверью (в отличие от предыдущих модификаций с двумя "полноформатными"), предусматривавший спереди место для экскурсовода, а для туристов - значительно более удобные кресла.

ЛиАЗ-677П - модификация для аэропортов, имевшая по 2 двери с каждой стороны.

ЛиАЗ-5930 - передвижная телевизионная станция с импортным оборудованием, которую сильно отличало от других наличие запасного колеса на заднем борту.

Дмитрий Киро



Архив АВИСвежий номер



Народный «автомат»

Черный ворон

ГАЗ-3105: ветер перемен

ГАЗ-67: народный умелец

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Черный ворон

ГАЗ-3105: ветер перемен

ГАЗ-67: народный умелец


Все статьи рубрики (4)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru