16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных драматическим поворотам в истории ХХ века, участниками которых являлись автомобили и иные транспортные средства.

ЗАМЕНА ИГРОКОВ

На середину октября 1980 года был назначен пленум ЦК партии, в ходе которого на должность Председателя Совмина СССР планировалось выдвинуть руководителя Белоруссии Петра Машерова. Но этому сценарию не суждено было сбыться из-за автокатастрофы, произошедшей 4 октября 1980 года у белорусского города Смолевичи. В итоге на вершину власти взошли совсем другие люди. Главой правительства страны был назначен Николай Тихонов, а на освободившуюся вакансию в члены Политбюро избрали Михаила Горбачева. Останься Машеров в живых, вся дальнейшая история СССР могла пойти совершенно по иному сценарию…

В этом деле оказалось очень много странностей. За две недели до этого было заменено руководство КГБ Белоруссии - прежнего председателя отправили на пенсию. Незадолго до трагедии сменили и начальника личной охраны руководителя республики, которого перевели в центральный аппарат КГБ. И еще - бронированный машеровский «ЗиЛ-117», который мог выдержать столкновение практически с любым транспортным средством, как раз в эти дни ушел в ремонт, а потому Петра Мироновича пересадили на незащищенную «Чайку». Наконец, в тот день согласно разнарядке из деревни Барсуки в город Смолевичи должен был пойти один грузовик, а выехал совершенно другой, при этом его водитель так спешил, что уехал с наполовину загруженным кузовом…

Читатели, хорошо знакомые с творчеством Агаты Кристи, наверняка успели подумать о том, что автокатастрофа, в которой погиб Петр Миронович Машеров, была подстроена чекистами. В действительности его убийцами оказались совсем другие люди…

МОСКОВСКОЕ ШОССЕ

Около трех часов дня 4 октября 1980 года по трассе Минск - Москва двигался МАЗ-503. Вскоре его догнал ГАЗ-53, водитель которого стал выжидать подходящий момент для обгона. При этом на асфальте была совершенно отчетливо видна сплошная разделительная полоса.

В это время навстречу МАЗу на большой скорости прямо по осевой линии двигался кортеж из трех легковых автомобилей. Впереди неслась белая «Волга». Вслед за ней метрах в ста пятидесяти летела черная «Чайка». Замыкала кортеж еще одна «Волга» желтого цвета. С передней машины сопровождения водителю МАЗа прозвучала команда принять вправо и остановиться. Водитель ГАЗ-53 с картофелем на какую-то долю секунды зазевался и вдруг увидел, что стремительно приближается к заднему борту затормозившего МАЗа. До него оставалось не более 20 метров, и, чтобы избежать столкновения, он резко вывернул руль влево и выехал на осевую линию. В следующее мгновение раздался страшный удар и полыхнуло пламя – «Чайка» на полном ходу врезалась в бампер ГАЗ-53.

От удара легковушку развернуло поперек шоссе. Из кабины грузовика вывалился человек в черной куртке. Находясь в глубочайшем психологическом шоке, он обхватил голову руками и сел на обочину. Подоспевшие к месту аварии люди сразу узнали хорошо знакомое по портретам лицо Машерова. Изо рта и носа Петра Мироновича текла кровь. Между тем огонь разгорался и надо было срочно расцепить грузовик и «Чайку». С помощью проезжавшего автокрана объятый пламенем ГАЗ-53 оттащили на безопасное место. Засыпанного картофелем Машерова с трудом извлекли с переднего сиденья. Его перенесли в белую «Волгу», которая на огромной скорости рванула в сторону ближайшей больницы. Увы, воскресить Петра Мироновича врачам не удалось. В это время из «Чайки» с горящими колесами милиция выносила еще два трупа - шофера Зайцева и телохранителя Чеснокова.

ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВИКА

4 октября 32-летний шофер Николай Пустовит вел себя как обычно - ни нервозности, ни внутреннего напряжения в его поведении отмечено не было. Почему картофель в ближайший город повез именно он, хотя имел на этот день совершенно другой наряд? Просто машина, занаряженная для данной цели, сломалась. Поэтому под погрузку поставили первый попавшийся грузовик. Кузов ГАЗ-53 успели заполнить лишь наполовину и в этот момент грузчики ушли обедать. Руководство решило отправить полупустую машину. Вот такая цепочка мелких случайностей привела Николая Пустовита на Московское шоссе.

Виновник аварии был направлен в Жодинскую городскую больницу, где его поместили в усиленно охраняемую отдельную палату. Но задержанный вел себя смирно, не предпринимал никаких попыток к побегу. КГБ, МВД, прокуратура дни и ночи проводили в поисках каких-либо компрометирующих данных на Пустовита. Следователи прощупывали версию о возможном недовольстве советским строем или руководителями республики. Тщательно изучали, не пересекались ли когда-нибудь пути подследственного или его родственников с погибшими в «Чайке». Все было напрасно. Биография шофера грузовика была абсолютно чиста. За 16 лет работы он не допустил ни одного нарушения правил дорожного движения и 47 раз поощрялся за высокие производственные показатели.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Судмедэкспертиза установила, что смерть П. М. Машерова наступила из-за повреждения жизненно важных органов - от тяжелой черепно-мозговой травмы в виде многочисленных переломов костей черепа, кровоизлияния в головной мозг, многочисленных разрывов органов грудной и брюшной полости с внутренним кровотечением.

После трагедии под Смолевичами специалисты исследовали мельчайшие подробности этой автокатастрофы. Вывод был сделан следующий: ни одна из машин не имела технических неисправностей, которые могли бы стать причиной этого дорожно-транспортного происшествия.

Ознакомившись с данными экспертизы, следователь Игнатович не ограничился представленной ему основательной справкой, а счел необходимым провести следственный эксперимент. В ходе него выяснилось, что водитель злополучного грузовика должен был видеть кортеж с расстояния минимум 150 метров, следовательно, он имел достаточно времени для торможения. Почему же Пустовит так и не понял, что по осевой полосе идет вереница спецавтомобилей? Причина оказалась в самом… кортеже.

Дотошный следователь вызвал руководителя эскорта на допрос и спросил у него, работал ли во время движения по трассе 4 октября на головном автомобиле проблесковый маячок. Выяснилось, что в нарушение всех инструкций на передней «Волге» эскорта маячок не был установлен вовсе! На этой машине не имелось ни синей полосы, ни надписи «ГАИ». По словам допрашиваемого, Машеров не любил шума, связанного с его выездами, не хотел привлекать внимания к своей персоне, а потому распорядился ставить во главе кортежа самую обыкновенную «Волгу».

Далее следователя заинтересовало, были ли оборудованы машины, которые обслуживали Машерова, ремнями безопасности? Если да, то пользовались ли ими водитель и пассажиры? Оказалось, что, несмотря на наличие таких ремней как на передних, так и на задних сиденьях, ни водитель Зайцев, ни телохранитель Чесноков, ни сам Машеров ремнями никогда не пользовались!

Между тем, персональная ответственность за соблюдение всех мер безопасности при перевозке П. М. Машерова была возложена на телохранителя - майора КГБ Валентина Чеснокова. Что это был за человек, видно из протокола допроса его жены. Она показала, что муж никогда не рассказывал ей о своих служебных делах. Даже видавший виды следователь очень удивился: она не знала, что ее муж ездит с Машеровым! Для женщины было открытием, что они погибли в одной машине.

ВОДИТЕЛЬ «ЧАЙКИ»

За рулем разбившейся легковушки находился 61-летний Евгений Зайцев, бессменно возивший Машерова на протяжении 16 лет. Это был очень опытный водитель, проведший за баранкой целых 42 года. Он имел 36 поощрений и знак «За безаварийную работу».

Петр Миронович души не чаял в своем шофере - Зайцев был как бы членом семьи Машерова. Во все поездки по республике они отправлялись вместе. Когда водителю исполнилось 60 лет и надо было оформлять пенсию, именитый пассажир якобы сказал: ничего, еще поработаем. Мнение Машерова тут же было передано Зайцевым руководству автобазы, которое уже подумывало о замене старого водителя на более молодого.

Расстаться с Зайцевым хотели по двум причинам. Первая - старый шофер вызывал все больше опасений из-за состояния здоровья. Его донимал радикулит. Когда мертвого водителя вынесли из «Чайки», обнаружили бандажный пояс вокруг поясницы. Кто знает, может, именно адская боль и помешала ему резко вывернуть машину на обочину вправо? Кроме того, в последнее время у Зайцева стало сдавать зрение. Во время медосмотра врач-окулист был серьезно встревожен состоянием его зрения и не подписал «бегунок». Но сработало телефонное право. После звонка в поликлинику разрешение было получено.

Вторая причина, по которой Зайцева хотели отправить на пенсию, заключалась в том, что он фактически подменил собой руководство автобазы. Неформальные отношения с первым лицом республики не являлись ни для кого секретом. Руководство гаража было вынуждено молча сносить все выходки машеровского водителя. Ему ничего не стоило заставить снять любого человека с должности или принять на работу своего протеже. С Зайцевым считались, перед ним лебезили, искали у него покровительства.

Узнав, что руководство автобазы подготовило ему замену, Зайцев невзлюбил молодого водителя. Доходило до того, что, будучи в отпуске, старый служака прибегал утром в гараж и кричал: «Можешь уходить, я сам поеду за Петром Мироновичем!» Бывало, что вытаскивал молодого водителя из машины, вырывал у него путевой лист.

Сведущие люди уверены, что у Зайцева была возможность разъехаться с внезапно возникшим на дороге грузовиком. Увы, за рулем «Чайки» находился дряхлеющий водитель, не способный быстро реагировать на изменившуюся обстановку. А ведь в подобной аварийной ситуации многое зависит именно от хладнокровия и скорости реакции шофера.

СУДУ ВСЕ ЯСНО

В ноябре 1980-го в Минске состоялся суд над водителем грузовика Николаем Пустовитом. Он был признан виновным в нарушении правил безопасности движения, в результате чего погибли три человека. Его приговорили к лишению свободы сроком на 15 лет в исправительно-трудовой колонии общего режима.

В 1982 году в стране вышел указ об амнистии в связи с 60-летием образования СССР. Неотбытая часть срока наказания была сокращена ему наполовину. В колонии Пустовиту оставалось сидеть шесть лет, но уже в сентябре 1983 года он был условно освобожден на пять лет и восемь месяцев с направлением на стройки народного хозяйства. Наконец, 20 июня 1985 года, учитывая добросовестную работу и примерное поведение, Пустовита освободили от дальнейшего отбывания наказания. Отсидев ровно треть срока, этот человек вернулся в родную деревню и по сей день работает там шофером.

Посткриптум

После гибели П. М. Машерова было принято специальное постановление, которое обязывало руководителей ЦК компартий союзных республик ездить только на бронированных «ЗиЛ-117». Все водители правительственных машин, чей возраст перешагнул пенсионный, были немедленно уволены. Вышеописанная история стала еще одним подтверждением старой истины: «Не стоит искать чей-то злой умысел там, где имеет место обыкновенное несоблюдение инструкций и правил»…



Архив АВИСвежий номер



Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru