16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных драматическим поворотам в истории ХХ века, участниками которых являлись автомобили и иные транспортные средства.

ПЯТЕРО СМЕЛЫХ

22 января 1969 года телевидение СССР вело прямую трансляцию из Москвы о торжественной встрече советских космонавтов, одновременно совершивших полеты на трех кораблях «Союз». Данное событие было обставлено с торжественной помпой. Дело в том, что в течение целых полутора лет никаких пилотируемых полетов на орбиту не было ни у нас, ни у американцев - весь мир находился в шоке после катастроф, в которых погибли пять космонавтов: Комаров, Гагарин, Гриссом, Чаффи и Уайт. Вот почему миллионы людей, застыв у телевизоров, следили за тем, как Москва встречала новых героев космоса Берегового, Волынова, Еслисеева, Хрунова и Шаталова. Из аэропорта «Внуково-2» колонна из шести правительственных «ЗиЛов» отправилась в Кремль, где через несколько минут должна была начаться церемония награждения космонавтов. Когда кортеж проехал Боровицкие ворота, прямая трансляция неожиданно прервалась. Возобновилась она примерно через час и, по воспоминаниям очевидцев, производила какое-то странное впечатление: по растерянным лицам участников церемонии было видно – произошло что-то непредвиденное. В конце нашего рассказа мы еще вернемся в Кремль, а пока поговорим об основном «виновнике» данного происшествия.

«КОПЧЕНЫЙ»

Витя Ильин сильно походил на цыгана: из-за смуглой кожи к нему с детства прилипло прозвище «Копченый». К двадцати годам юноша окончил техникум, где его аттестовали на младшего лейтенанта и призвали на службу в часть, стоявшую неподалеку от Ленинграда. Сослуживцы сразу же отметили странности характера молодого офицера, который однажды взял табельный пистолет и поехал в город выяснять отношения со своей девушкой по имени Наташа. А еще Ильин открыто восхищался поступком Ли Харви Освальда, который незадолго до описываемых событий застрелил президента США Джона Кеннеди. Похоже, что Виктор решил совершить точно такое же преступление – расстрелять Брежнева, сидящего в своем лимузине.

Вечером 20 января 1969 года наш герой заступил в наряд помощником дежурного по части. Наутро он открыл оружейную комнату и взял два пистолета Макарова и четыре заряженных обоймы, после чего удалился в неизвестном направлении. Когда обнаружилось исчезновение младшего лейтенанта с двумя «стволами», к нему на квартиру была направлена группа офицеров. Дома беглец не появлялся, однако в лежавшей на столе тетради обнаружилась странная запись: «Узнать, когда самолет на Москву». В аэропорту «Пулково» сослуживцы без труда установили, что Ильин улетел в столицу. Однако, вместо того, чтобы немедленно сообщить о происшествии и тем самым организовать задержание преступника в Москве, командир части протянул время до позднего вечера. Только к исходу 21 января информация о беглеце поступила в КГБ.

С двумя пистолетами в карманах Ильин беспрепятственно добрался до Москвы, поскольку металлоискателей в наших аэропортах в то время еще не было и в помине (их стали устанавливать только после захвата самолета Ан-24, во время которого погибла наша землячка Надежда Курченко). В столице он сразу же отправился к своему дяде, который до выхода на пенсию служил в милиции. Свой приезд он объяснил тем, что взял отпуск и приехал посмотреть встречу космонавтов, о которой было заранее сообщено во всех советских СМИ. За ужином Виктор мечтательно произнес: «Вот если бы ты, дядя, дал мне свою форму, тогда и в Кремль пропустили бы». Однако, тот возмутился: «Ты что, спятил? Знаешь, что за это полагается?» Племянник засмеялся и перевел разговор в шутку. Переночевав, он исчез, но при этом прихватил с собой дядину фуражку и плащ с погонами сержанта милиции.

Обнаружив пропажу, старый служака заявил в КГБ о подозрительном поведении своего племянника и об украденной милицейской форме. Данная информация не на шутку встревожила чекистов, поскольку в сообщении их коллег из Ленинграда говорилось о том, что у дезертира имеется оружие. Вскоре сам комендант Кремля генерал Шорников приехал к дяде злоумышленника и, посадив его в свою «Чайку», дважды проехал с ним от Кремля до Внуково-2: не мелькнет ли где в толпе лицо потенциального террориста? Но в это самое время тот находился совсем в другом месте.

ГОСПОЖА УДАЧА

В дядиной форме Ильин доехал на метро до центра Москвы и оттуда пешком дошел до Боровицких ворот. Увидев там оцепление, злоумышленник на какое-то время растерялся, однако, быстро справился с волнением и наугад встал между милиционерами. По версии следствия, место, которое занял Ильин, оказалось на стыке между двумя отделениями: в первом отделении подумали, что сержант из второго отделения, а во втором – что из первого. Через некоторое время Виктор перешел ближе к центру Кремля, где его невероятное везение повторилось опять. Оно заключалось в том, что в этом месте раньше находился милицейский пост, но буквально накануне он был упразднен. Поэтому там, во-первых, не оказалось штатного работника МВД и, во-вторых, появившийся человек в форме не вызывал никаких подозрений. Тем не менее, один из одетых в штатское офицеров КГБ все-таки подошел к Виктору и спросил: «Ты чего здесь стоишь?» Но, получив равнодушно-вальяжный ответ «Поставили, вот и стою!», чекист ретировался восвояси…

Самое любопытное, что примерно за три часа до начала церемонии в Кремле все сотрудники КГБ получили ориентировку с приметами беглого офицера. В ней было сказано, что тот может объявиться на Красной площади, либо по пути следования кортежа. Такая ориентировка выглядит как минимум странно, если учесть, что спецслужбы изначально были извещены о намерении Ильина попасть внутрь Кремля.

Согласно версии следствия, злоумышленника не удалось задержать потому, что искали младшего лейтенанта Советской Армии, тогда как Виктор был одет в форму сержанта милиции. Такое утверждение тоже звучит неубедительно, поскольку дядя с самого начала заявил и об исчезновении своего плаща, и о желании племянника надеть именно милицейскую форму. Наверное, по этому признаку и по смуглой внешности и следовало искать Ильина?

Третье и самое нелепое обстоятельство этой истории заключается в том, что спецслужбы имели стопроцентно гарантированный способ для того, чтобы вычислить и обезвредить злоумышленника. Дело в том, что в СССР действовал строгий регламент ношения сезонной формы одежды – зимней и летней. Это значит, что в разгар зимы (напомним, что дело происходило 22 января) на любом настоящем постовом милиционере была надета шинель, но никак не тоненький плащ, ношение которого допускалось лишь с середины весны до середины осени!

СТРЕЛЬБА ПО-МАКЕДОНСКИ

Когда правительственный кортеж в сопровождении эскорта мотоциклистов проехал Боровицкие ворота, один из стоявших в оцеплении милиционеров выхватил из карманов два пистолета и, пропустив первую машину, в упор открыл огонь по лобовому стеклу второго «ЗиЛа». За шесть секунд нападавший расстрелял две полных обоймы – 16 патронов. Одна из пуль оказалась смертельной для водителя Ильи Жаркова (к слову, в этот день он не должен был работать, но подменял заболевшего гриппом товарища). Еще одна пуля легко ранила мотоциклиста из эскорта, который направил свой мотоцикл на террориста и сбил его с ног. Офицеры из девятого управления КГБ тотчас скрутили стрелявшего и запихнули его в дежурную «Волгу».

Пассажиров изрешеченного пулями лимузина спасло то, что все они успели упасть на пол, а потому пострадал только Георгий Береговой, которому осколки стекла поранили лицо. По признанию Ильина, он заметил, что в кортежах автомобиль Брежнева всегда идет вторым. Кроме того, сидевший во второй машине космонавт Береговой имел определенное сходство с генсеком. Как бы то ни было, во время теракта сам Леонид Ильич находился в полнейшей безопасности. Первоначальный план встречи космонавтов был изменен: в аэропорту охрана попросила Брежнева сесть не в открытый «ЗиЛ-111», а в закрытый «ЗиЛ-114». Кроме того, на подъезде к Кремлю этот автомобиль вдруг оторвался от кортежа и въехал туда не через Боровицкие, а через Спасские ворота. Одним словом, получив информацию о беглом офицере с оружием, личная охрана Брежнева приняла все необходимые меры предосторожности. Но почему в той же ситуации остальные сотрудники КГБ допустили так много непростительных проколов?

Как это ни кощунственно звучит, но может быть в тот день чекисты получили именно такую команду – не мешать Ильину, а по окончании стрельбы задержать его. В конце концов, кто изменил маршрут следования брежневского «ЗиЛа» и кто обезвредил опасного террориста? Ответ очевиден: работники КГБ во главе с небезызвестным Юрием Андроповым. Случайно или нет, но после смерти Леонида Брежнева именно этот человек займет высшие посты в партии и государстве. Так что, как ни крути, а террорист-одиночка Ильин оказался для органов Госбезопасности настоящим подарком судьбы.

Впрочем, история первого советского террориста на этом не заканчивается. Психиатрическая экспертиза признала его больным шизофренией. Двадцать лет своей жизни он провел в закрытых психлечебницах пока Верховный Суд не освободил его от принудительного лечения. А поскольку Ильин был официально уволен из армии только в 1990-м, за все эти годы ему был оплачен больничный лист. По его словам, он ни о чем не жалеет, кроме гибели ни в чем не повинного водителя.

ФАЭТОН ЗИЛ-111Д

Семиместный ЗиЛ-111 имел все атрибуты американских дорогих автомобилей 50-х годов: рамное шасси, V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 200 л.с., автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, кондиционер, и даже автоматический привод стеклоподъемников. Однако, ориентация конструкторов на переменчивую американскую автомобильную моду (обилие хрома, многоцветная окраска и т.д.) сделала советский правительственный ЗиЛ-111 морально устаревшим уже к началу 60-х годов.

Модернизированный в 1961 году ЗиЛ-111 сменил оформление облицовки радиатора, боковые молдинги, сдвоенные передние фары и круглые задние фонари. Автомобиль, получивший индекс ЗИЛ-111г, выпускался с 1962 по 1966 год. На его базе было также построено несколько открытых парадных фаэтонов ЗИЛ-111д. Первый такой открытый автомобиль был собран в 1963 году и выпускался одновременно с базовым лимузином.

ЛИМУЗИН ЗИЛ-114

Данная модель выпускалась с 1967 по 1985 год и отличалась от своего предшественника гораздо более мощным двигателем - 300 л.с. Из-за более длинного кузова ЗиЛ-114 получился значительно тяжелее 111-го лимузина. Это был первый отечественный серийный автомобиль с централизованной блокировкой всех дверей и с дисковыми тормозами на всех колесах. Подвеска выполнена так, что при торможении и разгоне автомобиль не совершает «клевков» и «приседаний», а также почти не кренится при прохождении поворотов. В независимой подвеске передних колес нет пружин - их роль выполняют круглые стальные стержни (торсионы), работающие на скручивание.

Помимо базовой модели с семиместным кузовом типа «лимузин», с начала 70-х годов выпускались две модификации данной машины. Это пятиместный, четырехдверный «седан» ЗиЛ-117 и пятиместный двухдверный «кабриолет» ЗиЛ-117в со складывающимся матерчатым тентом. Автомобили последней модификации были непременными участниками военных парадов на Красной площади.

Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ



Архив АВИСвежий номер



Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru