16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных драматическим поворотам в истории ХХ века, участниками которых являлись автомобили и иные транспортные средства.

Львовский автобус

Именно с него начиналось первое путешествие человека в космос. Ранним утром 12 апреля 1961 года облаченный в скафандр Юрий Гагарин сел в приготовленный для него бело-голубой ЛАЗ-695Б «Львiв». На сохранившемся снимке, сделанном в тот день в салоне этой машины, хорошо видны дополнительные верхние окна из синего стекла, через которые солнце нещадно палило головы советских пассажиров 60-х годов. Именно на таком «народном» автобусе львовского производства Гагарин и подъехал к стоявшему на старте «Востоку-1».

Все без исключения советские и российские космонавты повторяют некий священный для них заведенный Гагариным ритуал: в последний вечер перед запуском они смотрят фильм «Белое солнце пустыни», а утром расписываются на двери номера в байконуровской гостинице. Сегодня уже ни для кого не секрет, что в этом ритуале обязательно должно быть еще одно действие. За несколько минут до посадки в кабину корабля Юрий Алексеевич справил кое-какую нужду на колесо автобуса (других мест для этой цели на стартовом комплексе тогда не было). Поэтому все наши космонавты-мужчины просят водителя остановить автобус, выходят из него и увлажняют переднее правое колесо.

Как это ни прискорбно, но такой же автобус отвез Гагарина к месту его последнего взлета. В то утро Юрий Алексеевич поехал на аэродром, чтобы совершить редкие в последнее время, а потому столь желанные полеты на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Несмотря на то, что за первым космонавтом планеты была закреплена персональная машина с водителем, он отправился как все – то есть на вахтовом «ЛАЗе». Не успел автобус отъехать от Звездного городка, Гагарин попросил водителя остановиться, мол, забыл пропуск на аэродром. Его коллеги взмолились: «Какой еще пропуск? Тебя же весь мир в лицо знает!» Возвращаться с дороги считается у летчиков очень плохой приметой. Но Юрий Алексеевич все-таки вернулся за пропуском, так как не хотел ничем подчеркивать свою исключительность. Примета сбылась. Это было 27 марта 1968 года.

ЭКЗАМЕН ПО ПДД

После того как Юрий Гагарин совершил свой знаменитый полет в космос, среди прочих полагающихся привилегий (премия в сумме 15 тысяч рублей плюс поездка в санаторий) он получил персональный автомобиль с шофером. Вопреки распространенному заблуждению, это была пока что не «Чайка», а прозванный в народе «бобиком» ГАЗ-69. Возить Гагарина доверили «контрактнику» из ближайшей авиационной части - старшине Зубкову.

Водительских прав у самого Гагарина в то время еще не было. Летом 1961 года он срочно выучил Правила дорожного движения и на общих основаниях отправился сдавать экзамен в ГАИ Щелковского района, на территории располагается Звездный городок. В один из дней комиссия принимала выпускные экзамены в автошколе ДОСААФ, где готовили будущих военных водителей. С молодыми пареньками 27-летний Юрий Алексеевич и сдавал экзамен по дисциплине «Правила движения и эксплуатации автомобилей».

Принимавший экзамен Н. И. Амелин так пишет об этом событии: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»

УГОН «БОБИКА»

Не менее любопытную автомобильную историю, связанную с жизнью первого космонавта, рассказал С. П. Конюшковер, который в начале 60-х годов прошлого века возглавлял ГАИ Черниговской области. В 1962 году в Чернигов приехали Андриан Николаев (он закончил находящееся в этом городе авиационное училище) и Юрий Гагарин. Программа их пребывания в городе была расписана по минутам, но в последний момент оказалось, что забыли подготовить открытый автомобиль для проезда космонавтов вокруг стадиона. Начальник ГАИ получил от партийного начальства задание: в течение 15 минут разбиться в лепешку, но хоть из-под земли достать кабриолет! На улице около стадиона Конюшковер и его подчиненные увидели одиноко стоящий ГАЗ-69 с брезентовым верхом и без ключей в замке зажигания. Милиционеры попробовали завести машину без ключей и это им удалось. За пять минут с крыши сняли тент и начальник ГАИ лично вывел «газик» на стадион. Цветы завалили все лобовое стекло, и водитель плохо видел, куда ехал. А еще ему не давала покоя мысль о собственноручно угнанном автомобиле! После проезда Гагарина и Николаева милиционеры вернули машину на место и быстренько замели следы своего «преступления». Любопытно, что хозяйка «газика» - председатель областного радиокомитета, которая присутствовала на встрече с космонавтами, даже не признала… собственный автомобиль на дорожке стадиона. Об этой истории она узнала лишь несколько лет спустя из уст самого «угонщика».

Черная «Волга»

Вскоре после сдачи Гагариным на права советское правительство подарило ему «Волгу» ГАЗ-21. Сегодня этот легендарный автомобиль с номерным знаком «78-78 МОД» находится на территории Объединенного мемориального музея первого космонавта. Говорят, Гагарин был весьма аккуратным водителем, да и пьяным за руль никогда не садился. Тем не менее, на музейной «Волге» от времени кое-где потрескалась краска, благодаря чему видны зашпаклеванные после аварии места. Дело в том, что с этой «Волгой» связана еще одна невероятная история.

Однажды Юрий Алексеевич по какой-то причине нарушил правила движения, в результате чего врезался в задок старенькой «Победы». Подлетевший к месту аварии милиционер, конечно же, узнал первого в мире космонавта, отдал ему честь. Пенсионер, хозяин «Победы», тоже улыбался, и неудивительно - ведь его авто разбил не кто-нибудь, а сам Гагарин... Инспектор остановил попутную машину и попросил владельца довезти Юрия Алексеевича туда, куда ему нужно. Но Гагарин вскоре вернулся на место ДТП, дабы узнать, как ведется разбор этого происшествия. И не зря: согласно протоколу виновником аварии был назван человек, не нарушавший правил. Само собой, Юрий Алексеевич восстановил справедливость и снял все обвинения с водителя «Победы».

Эта же «Волга» была персонажем еще одного известного рассказа: У жителей Звездного городка было принято разыгрывать друг друга и Юрий Алексеевич всегда оставался верен этой традиции. Как-то Александр Матинченко – член отряда космонавтов из набора 1963 года, купил себе легковую машину и оставил ее на ночь возле дома. Гагарин собрал друзей, выгнал свою «Волгу» из гаража, а вместо нее туда вручную закатили машину Матинченко. После чего Юрий Алексеевич позвонил коменданту городка и предупредил: «Скоро вам будет звонить Матинченко и скажет, что у него угнали только что купленную машину. Имейте в виду, что это мы его разыграли. Что хотите отвечайте, но меня, пожалуйста, не выдавайте...»

ГОЛУБАЯ МЕЧТА

Во время поездки во Францию Гагарина повезли на экскурсию в фирму Matra, которая специализировалась на производстве ракетно-космической техники и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Живейший интерес Юрия Алексеевича вызвала двухместная легковушка Matra-Bonnet Jet VS, с изготовленным из стеклопластика кузовом типа «купе». Двигатель объемом всего 1,1 литра разгонял эту 760-килограммовую машину до 100 км/ч за 13,2 секунды, а максимальная скорость составляла 173 км/ч. Движок и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза.

Французы по достоинству оценили интерес, проявленный первым космонавтом к их детищу. По возвращении в Москву во дворе посольства Франции его уже ждал подарок - та самая Matra небесно-голубого цвета. Интересна реакция товарища Суслова на поступок французской фирмы, который посоветовал Гагарину «быть осмотрительней с подарками из капиталистических стран». По понятным причинам Юрий Алексеевич практически не эксплуатировал иномарку - разве что пару раз прокатился на ней по улицам Москвы - почти всегда передвигался на вышеописанной черной «Волге». Между тем, подаренному французами автомобилю была уготована интересная судьба.

После трагической гибели Гагарина эту машину хранили в Звездном городке. В начале 90-х годов один известный коллекционер автомобилей из Литвы купил иномарку у вдовы космонавта. Чтобы эта сделка свершилась, понадобилось несколько посещений Звездного городка: Валентина Ивановна боялась, что Matra будет перепродана и еще неизвестно, в какие руки она попадет. Покупатель сдержал клятву и не перепродал машину. Тем не менее, она доставляет своему хозяину немало хлопот. Главная проблема отнюдь не техническая: гараж, в котором находится бывшая гагаринская Matra, уже пять раз пытались вскрыть. Покушавшихся не останавливает ни дорогостоящая сигнализация, ни наличие охраны в гаражном массиве.

«ПОЕХАЛИ!»

Без этого, казалось бы, сугубо сухопутного слова не обходится ни одна статья, ни одна книга или телепередача об истории освоения космоса. Да и как же может быть иначе, если именно с него 45 лет назад началась эра пилотируемой космонавтики.

К сожалению, сегодня можно нередко услышать о том, что Юрий Алексеевич якобы не совершил ничего героического - мол, его миссию вполне мог выполнить любой здоровый человек. Но так ли это на самом деле? Достаточно вспомнить о том, как в течение целых шести минут во время полета Гагарин направлял забарахливший дыхательный клапан. Или о том, как после катапультирования космонавта из спускаемого аппарата сработали не один, а оба парашюта – основной и запасной (это грозит тем, что парашюты могут скрутиться друг с другом). И все-таки из обеих смертельно опасных аварийных ситуаций Юрий Алексеевич вышел победителем!

Но первый космонавт планеты вовсе не хотел почивать на лаврах и продолжал искать новые дороги в неизведанное. Во второй половине 60-х годов он активно готовился к полетам на кораблях серии «Союз» и даже был утвержден дублером Владимира Комарова, который трагически погиб при приземлении «Союза-1». Чтобы поддерживать себя в отличной физической форме, Гагарин постоянно тренировался, в том числе испытывал свой организм огромными перегрузками в полетах на «МиГах». Именно для этого 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич поехал на аэродром «Чкаловский» и сел в кабину реактивного истребителя…

Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ



Архив АВИСвежий номер



Часть 7. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru