16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 2. САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ПАССАЖИР

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных драматическим поворотам в истории ХХ века, участниками которых являлись автомобили и иные транспортные средства.

АВТОТРИБУНА

В Санкт-Петербурге на площади перед Финляндским вокзалом стоит памятник, известный каждому россиянину - Ленин на броневике. Считается, что на этом месте в апреле 1917 года вождь большевиков выступил со своей исторической речью. Однако в действительности это событие происходило вовсе не на площади, а в одном из узких переулков у вокзала. Но для нас гораздо важнее другой факт: в тот день Ильич кружным путем и с двумя пересадками прибыл не откуда-нибудь, а из далекой Швейцарии (в начале этого путешествия ему пришлось долгое время ехать в опломбированном вагоне, так как поезд пересек с юга на север территорию Германии, с которой Россия находилась в состоянии войны).

В Швейцарии Ленин впервые близко познакомился с автомобилем. Какой-то фабрикант сбил его на своем авто. Ильич отделался легкими царапинами, но подал на водителя в суд и получил компенсацию за моральный и материальный ущерб. Годы, проведенные в эмиграции, изменили некогда скромные вкусы Ленина. Всего через полгода после возвращения на родину 37-летний Ильич станет единоличным правителем России и начнет ездить, выражаясь современным языком, исключительно на «крутых тачках».

Возвращаясь к импровизированной трибуне вождя, следует сказать, что этот броневик был создан в России на шасси английского автомобиля «Остин» 1915 года выпуска. Сегодня реликвия, которой уже более 90 лет, украшает один из залов Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. А могла бы находиться в Хельсинки или Вашингтоне. Подарив Финляндии независимость, Ленин стал для финнов чуть ли не святым, поэтому за этот экспонат наши соседи были готовы выложить миллион долларов. Один из музеев американской столицы предлагал за нее целых три миллиона «зеленых» и впоследствии увеличил сумму до пяти миллионов, но тоже получил отказ.

ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ

Первым служебным транспортом вождя был автомобиль «Тюрка-Мери-28» 1915 года выпуска. Это была очень дорогая машина ручной работы с 50-сильным 4-цилиндровым двигателем. Неизвестно, как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя, но в гараже Николая II его точно не было. Водителем упомянутого автомобиля был назначен Степан Гиль - бывший личный шофер свергнутого царя.

Самая первая попытка расстрелять машину Ленина произошла через полтора месяца после большевистского переворота. Это случилось в Петрограде вечером 1 января 1918 года на улице Фонтанке. Вместе с Лениным ехали его сестра Мария и швейцарский (опять эта страна!) социалист Фриц Платен. Когда раздались первые выстрелы, сосед успел пригнуть голову вождя. Предназначавшаяся Ленину пуля ранила Платтена в руку. Еще несколько пуль в нескольких местах продырявили кузов машины. Террористы, а их было двенадцать человек, скрылись. Оказавшись в эмиграции, они и поведали о подробностях этого покушения, за которое им было обещано вознаграждение в полмиллиона рублей.

Следующий обстрел ленинской машины произошел уже в Москве 9 июля 1918 года. Тогда по «Тюрке-Мери» неизвестные открыли огонь у Николаевского (теперь Ленинградского) вокзала столицы, но мастерство водителя спасло Ильича и на этот раз.

Наконец, последний случай, в котором фигурирует данный автомобиль, имел место 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. Выступив на митинге, Ленин пошел к машине, взялся за ручку двери и тут раздались три выстрела. Версия следствия основана на показаниях знакомого нам шофера Степана Гиля, который утверждал: «Из-за спин рабочих, провожавших Ленина, высовывалась женская рука с револьвером». Впоследствии водитель изменил свои показания, мол, рука была не с револьвером, а с пистолетом системы «браунинг». Именно такое оружие было найдено в портфеле у пойманной неподалеку от места происшествия 28-летней эсерки Фани Каплан…

НОЧНОЕ РАНДЕВУ

Эта история случилась в Рождественский сочельник - 6 января 1919 года, когда Ленин отправился за город, чтобы навестить лечившуюся там Н. К. Крупскую. В пять часов вечера вождь выехал из Кремля в роскошном «Делонэ-Бельвиль (модель SMT), который ранее принадлежал Николаю II. Помимо вождя в машине находились уже знакомые нам сестра Мария, личный шофер Гиль, а также охранник Чабанов. Впрочем, последний едва ли мог быть полноценным телохранителем, так как держал на коленях бидон с молоком, предназначавшийся для приболевшей Надежды Константиновны.

В тот год снег с московских улиц совсем не убирали, поэтому ехать приходилось по трамвайным путям. Тем не менее машина с 6-цилиндровым 12-литровым двигателем шла со скоростью всего 40-50 километров в час. Вдруг перед автомобилем появились несколько человек с наганами и маузерами в руках. Любопытно, что все это происходило буквально в двух шагах от Сокольнического райсовета и на виду у десятка прохожих (был самый конец рабочего дня и многие очевидцы данного события шли домой).

Первоначально водитель решил не останавливаться и распугать вооруженных людей угрозой тарана. Дорога на этом месте шла под уклон и автомобиль мог быстро увеличить скорость. Однако в этот момент Ленин приказал водителю: «Товарищ Гиль, надо остановиться и узнать, что им надо, может быть, это патруль?». Выполняя приказ всесильного пассажира, шофер остановил машину.

Вооруженные люди резко открыли двери автомобиля и заорали: «Выходи!» Ленин растерянно поинтересовался: «В чем дело, товарищи?» Один из нападавших, выше всех ростом, схватил Ильича за рукав и буквально выволок его из машины. В следующее мгновение подобная участь постигла остальных пассажиров и водителя. Тогда вождь достал свой кремлевский пропуск и гордо заявил: «Я Ленин. Вот мой документ». Высокий человек схватил пропуск и положил его в карман, даже не посмотрев. Затем из ленинского пальто он вынул бумажник и пистолет системы «браунинг». «Ты - Левин, а я - Кошельков, хозяин города ночью» - с этими словами бандит с подельниками спокойно сел в захваченную машину и удалился. Стоявшие вокруг многочисленные зеваки тоже стали расходиться по домам…

Когда Яков Кошельков (кличка Яшка Кошелек) все-таки рассмотрел отобранный пропуск и понял, что в руках у него был сам председатель Совнаркома, то велел поворачивать машину обратно. Главарь банды решил захватить Ленина в заложники и освободить его в обмен на большой выкуп, либо на всех сидевших в Бутырской тюрьме уголовников. По другой версии, он хотел вернуться, чтобы просто убить вождя большевиков. Но какие бы планы ни строил Яшка Кошелек, шанс свой он на этот раз упустил. На месте ограбления, разумеется, никого уже не было. Покрутившись туда-сюда, банда растворилась в кромешной темноте январского вечера.

В это время Ильич и его спутники были в полной безопасности - они укрылась в здании Сокольнического райсовета. Впрочем, попасть туда было вовсе не так просто – часовой не хотел пускать людей без документов. Владимир Ильич взмолился: «Я товарищ Ленин, хотя доказать вам этого сейчас не могу. Вот мой шофер, он подтвердит. Мы ехали на машине, нас остановили, высадили, машину угнали, а также взяли мой бумажник с документами и мой пропуск». После долгих колебаний часовой все-таки пропустил ограбленную четверку внутрь задания.

Добравшись до телефона, потерпевшие позвонили председателю ЧК Петерсу, а также на автобазу Совнаркома, чтобы оттуда прислали другой автомобиль и вооруженную охрану. Уезжая, Ленин отдал своему шоферу такое распоряжение: «А вы, товарищ Гиль, отправляйтесь на розыски машины, и без нее домой не являйтесь!» Угнанный автомобиль был найден в тот же вечер – когда кончился бензин, бандиты бросили его на одной из московских улиц. Самого Кошелькова удалось выследить и ликвидировать без суда и следствия лишь полгода спустя.

Рождественская встреча с грабителем Яшкой Кошельком нашла отражение в одной из наиболее известных работ В. И. Ленина. В книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» есть такой абзац, объясняющий причины заключения с немцами позорного Брестского мира: «Представьте себе, что ваш автомобиль остановили вооруженные бандиты. Вы даете им деньги, паспорт, пистолет, автомобиль. В обмен вы получаете избавление от бандитов […] Наш компромисс с бандитами германского империализма был подобен такому компромиссу...»

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Помимо обычных автомобилей, на которых Ленин ездил по своим делам, в Кремлевском гараже особого назначения имелся эксклюзивный вездеход «Кегресс». Свое название он получил по имени изобретателя - механика императорского гаража Адольфа Кегресса. Вместо задних колес на этой машине были установлены гусеницы, а к передним были прикреплены лыжи. Такое нестандартное для тех лет решение, позволяло автомобилю передвигаться даже по снежной целине.

Сохранился текст подписанного Лениным в 1920 году распоряжения: «Прошу в срочном порядке озаботиться сборкой авто-саней системы «Кегресс» не менее трех штук для обслуживания меня и Совета Народных Комиссаров». Рабочие Путиловского завода в Петрограде сумели частично выполнить это задание, в кратчайшие сроки изготовив… один такой вездеход. Однако проездил он недолго: изношенный мотор от старого «Паккарда» не выдержал перегрузок и застучал. Ремонт двигателя осложнялся отсутствием запчастей. Тогда недостающие детали выковал кузнец Кремлевского гаража. Это позволило вернуть вездеход в строй всего через пять дней. От радости Ленин так расчувствовался, что написал на рапорте об окончании ремонта следующее: «Прошу передать товарищам благодарность за энергичную работу и выделить один пуд муки в качестве премии. Председатель СНК Владимир Ульянов-Ленин». Ремонтники поделили лишь те жалкие остатки от 16 килограммов муки, которые достались им после премирования руководителей гаража.

Упомянутый «Кегресс» провожал вождя мирового пролетариата в последний путь. Январь 1924 года выдался необычайно холодным и снежным, поэтому тело В. И. Ленина пришлось везти из Горок до ближайшей железнодорожной станции на его любимом вездеходе…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 2. САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ПАССАЖИР

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru