16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 1. УБИЙЦА С МОТОРОМ

Сегодня мы начинаем цикл публикаций, посвященных драматическим поворотам в истории ХХ века, участниками которых являлись автомобили и иные транспортные средства.

Графский "Граф унд Штифт"

В 1911 году австрийский автопром выпустил первую собственную модель - шестиместный фаэтон марки Graf & Stift. Это был на редкость роскошный автомобиль, салон которого украшали мягкие диваны и подушки из специально выделанной кожи, панели и вставки из ценных пород дерева. Складывающийся мягкий верх был обит изнутри дорогим шелком с вышитыми вензелями. В машине имелся бар, подсветка и другие полезные устройства. Дверные ручки и многие другие металлические детали вместо хрома блестели позолотой высокой пробы.

Одну из таких навороченных тачек приобрел богатый граф Альфред Харра. Он щеголял на своем фаэтоне, катая по живописным окрестностям Вены высокопоставленных дам. В июне 1914 года наследник австрийского престола Франц Фердинанд и его супруга - герцогиня София - собрались на военные маневры в Боснию, которая в то время являлась частью Австро-Венгрии. Харра предложил для этой поездки свой автомобиль. Герцогиня была в восторге от галантности графа, не подозревая о том, что этот вояж будет последним в ее жизни и в жизни ее мужа.

СМЕРТЬ НА КОЛЕСАХ

Маневры прошли отлично, и 28 июня должна была состояться политическая часть визита - торжественный проезд наследника престола по улицам Сараево и посещение городской ратуши. В 9.30 утра четыре открытых автомобиля отъехали от гостиницы. Кортеж со скоростью 12 км/час продвигался по заполненным народом улицам города. Пятидесятилетний Франц Фердинанд был облачен в форму генерала от кавалерии (голубой мундир, черные брюки с красными лампасами и фуражка с зелеными перьями), на его супруге было нарядное белое платье и широкая шляпа с пером страуса.

Все проходило торжественно и празднично. Над городом прогремели 24 залпа приветственного салюта, жители Сараево махали руками, выкрикивая здравицы на немецком и сербском языках. Вдруг молодой человек из толпы бросил какой-то предмет в автомобиль наследника. Предмет ударился о сложенную крышу, после чего отлетел под колеса машины сопровождения и там взорвался. Брошенная бомба была начинена гвоздями, которые ранили двадцать человек в толпе и двух офицеров из свиты наследника трона. Сам он ничуть не пострадал, а у его жены была легко оцарапана шея.

Машины остановились. Отовсюду были слышны крики раненых людей. Террорист (его звали Неделько Габринович) успел достать из кармана яд и проглотить его. Впрочем, яд на него не подействовал и преступник был тотчас схвачен полицией.

После посещения ратуши Франц Фердинанд решил съездить в больницу, чтобы навестить пострадавших офицеров. На этот раз автомобили ехали быстрее. Рядом с наследником сидели супруга и военный губернатор Боснии генерал Потиорек (об этом человеке мы еще поговорим чуть ниже). Через несколько минут после начала поездки генерал заметил, что автомобиль едет не по той улице, и приказал шоферу изменить маршрут. Водитель остановил машину и, выехав на тротуар, начал разворачиваться.

По злополучной случайности как раз на этом месте, всего в двух метрах от автомобиля стоял следующий из шестерки подготовленных террористов - 19-летний студент Гаврило Принцип. После неудачного взрыва бомбы он метался по улицам города и сейчас глядел на чудом подвезенный к нему объект покушения. Он сразу узнал наследника трона и, выхватив из кармана пистолет, открыл огонь.

Первая же пуля смертельно ранила Франца Фердинанда (у него была перебита сонная артерия), вторая убила его жену. Графиню привезли в правительственный дворец уже мертвой, а эрцгерцог, не приходя в сознание, скончался через 15 минут.

Тем временем полиция схватила стрелявшего. Террорист отчаянно сопротивлялся, пытался проглотить яд и застрелиться, но ему не дали этого сделать. В этой потасовке только по случайности не взорвалась находившаяся у Принципа бомба. Убийцу много били, нанесли несколько ударов саблей (потом в тюрьме ему пришлось ампутировать руку). В эту минуту еще никто не знал, что только что прозвучавшие выстрелы приведут к кровавой и ожесточенной войне, в которой погибнут и навсегда останутся калеками десятки миллионов человек.

20 ЛЕТ И 20 МИЛЛИОНОВ

После теракта в Сараево весь мир, затаив дыхание, ожидал ответных шагов Австро-Венгрии. Арестованные преступники были боснийскими сербами, т. е. австрийскими гражданами, но следы преступления вели в соседнюю Сербию. Именно там проходила подготовка юных террористов и там им была поставлена цель покушения.

28 июля 1914 года - ровно через месяц после убийства Франца Фердинанда - Австро-Венгрия объявила Сербии войну и за несколько дней разгромила сербскую армию. Затем вся Европа и еще полмира было охвачено пожаром войны.

Первая мировая война продолжалась долгих четыре года. На уничтожение людей были брошены только что изобретенные самолеты и танки, ядовитые газы и автоматы. К Германии и Австро-Венгрии присоединились только Болгария и Турция, зато государства Антанты были поддержаны Америкой, Бразилией, Китаем, Японией (позднее всех, в июле 1918 года, на их стороне выступил чем-то обиженный на немцев и австрийцев Гондурас). В результате сараевских выстрелов распались четыре империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская). К ноябрю 1918 года на полях сражений погибло почти 20 миллионов человек.

Оба террориста получили по 20 лет тюрьмы, но ни один из них не дожил до конца войны. Первым умер от чахотки Габринович. Больной туберкулезом Принцип скончался 1 мая 1918 года, когда еще далеко не был ясен итог развязанной им мировой бойни. Его похоронили ночью в ничем не обозначенном месте. Один из солдат запомнил примерное место погребения, потом по его словам тело отыскали. В 1926 году останки убийцы наследника австрийского престола были перевезены в Сараево и погребены там с большой помпой. В единой Югославии имя этого террориста носили заводы, школы и даже один мост. Упомянутая страна просуществовала 70 лет, чтобы затем в результате нескольких кровавых военных конфликтов снова расколоться на шесть независимых государств...

"НЕХОРОШЕЕ" АВТО

Еще в ходе первой мирровой войны после четырехмесячной осады и взятия Сараево знаменитым фаэтоном завладел уже упоминавшийся нами генерал Потиорек. А несколько недель спустя он потерпел позорное поражение и был отозван в Вену. Приобретенный им Graf & Stift остался в Сараево. Генерал предпринимал ряд безуспешных попыток вернуть себе автомобиль и вскоре попал в психиатрическую больницу, где тихо скончался. Следующим хозяином этой машины стал адъютант генерала Потиорека. В один из первых дней после своего рокового приобретения он с шиком катал местных дам по городу и его окрестностям. В конце прогулки офицер решил продемонстрировать свое шоферское искусство, к счастью, уже без пассажирок. На огромной скорости он не справился с управлением и вначале задавил двух местных крестьянок, а затем насмерть разбился о стоявший возле дороги вековой дуб.

После прекращения боевых действий на Балканах исторический автомобиль был полностью восстановлен и в нем стал разъезжать местный губернатор. В течение четырех последующих месяцев фаэтон вместе со своим хозяином четырежды попадал в аварии. Первые три не имели тяжелых последствий, а в четвертой аварии губернатор получил несколько сильных переломов, но все же остался жив. Чтобы положить конец несчастьям, которые несет "дьявольский" автомобиль, губернатор приказал его уничтожить. Однако машина была уничтожена только на бумаге - реально же ее продали хирургу, который лечил губернатора. Хирург долго и безуспешно пытался найти водителя для этой машины. В конце концов он сам сел за руль... и через полгода его нашли на дороге мертвым в перевернутом автомобиле.

Вдова хирурга благоразумно избавилась от машины, продав ее местному ювелиру, который год спустя почему-то повесился. Через некоторое время на Graf & Stift нашелся новый покупатель - швейцарский автогонщик. Все в том же Сараево он врезался на полном ходу в каменный столб и, как сейчас принято говорить, "получил травмы, несовместимые с жизнью".

Тем не менее, автомобиль был восстановлен и куплен простым фермером из пригорода Сараево, который посчитал, что злополучная машина убивает только аристократов. Но вот однажды мотор автомобиля внезапно заглох. Его привязали к телеге и повезли на ферму. За рулем сидел сам хозяин. Фаэтон так же внезапно завелся и, перескочив через телегу, перевернулся, задавив фермера. Но и опять на Graf & Stift нашелся охотник, который решил ехать на нем на собственную свадьбу. Будучи за рулем и обгоняя городской автобус, жених не справился с управлением. В итоге он сам и четверо пассажиров погибли на месте.

Таким образом, за 12 лет после Сараевского убийства "нехороший" автомобиль побывал в шести серьезных авариях и погубил в общей сложности 13 человек. Только после этого чаша людского терпения переполнилась и претендентов на проклятую Богом машину больше не находилось. Наконец в 1926 году в роли покупателя выступило государство и автомобиль оказался в музейном зале.

В настоящее время печально знаменитый Graf & Stift является экспонатом Венского военно-исторического музея. В его экспозиции представлено также оружие, из которого стрелял Гаврило Принцип - пистолет браунинг 1910 года выпуска с заводским номером 19074 и окровавленное белое платье, которое в тот роковой день было на герцогине Софии.

Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ



Архив АВИСвежий номер



Часть 1. УБИЙЦА С МОТОРОМ

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Часть 10. ПОГОНЯ ЗА ПРИНЦЕССОЙ

Часть 9. ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА

Часть 8. ИЛЬИН ПРОТИВ ИЛЬИЧА


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru