16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

БУТАФОРСКИЙ АФГАН

Основная часть работы над картиной Федора Бондарчука «Девятая рота» проходила в Крыму – на военном полигоне «Чауда». В съемках принимали участие несколько сот военнослужащих армии и флота Украины. По понятным причинам художникам пришлось перекрашивать желто-голубые учебные городки (это цвета украинского государственного флага) и ярко-зеленую военную технику в защитный. Для этого съемочная группа скупила на полуострове практически всю акриловую краску. Ее было израсходовано более тонны - ведь впоследствии машинам и зданиям нужно было возвращать первозданный вид. Список задействованной в этом фильме военной техники поистине впечатляет: 45 бронетранспортеров, 30 танков, 25 боевых машин пехоты, 23 самолета, 18 вертолетов и более 70 автомобилей различных типов – от легковых УАЗ-469 до многотонных «Урал-375».

Больше всего хлопот съемочной группе доставили съемки эпизодов с вертолетами. Винтокрылые машины должны были залетать на позицию со стороны Фороса (официальной летней резиденции президента Украины). Как раз в это время там проходила очередная встреча на высшем уровне. «Вертушки» с красными звездами на бортах очень низко пролетели над резиденцией и заставили изрядно поволноваться глав нескольких государств. На следующий день Федора Бондарчука вызвали на ковер и суровые мужчины в штатском задавали ему вопросы. Правда, разрешительные документы у киногруппы были в порядке и съемки картины продолжились. В другой раз два вертолета Ми-24 делали круг над горами, чтобы снять еще один дубль. В это время им навстречу взлетел дельтапланерист. Пилотам с трудом удалось избежать столкновения…

Что касается самой дорогостоящей сцены картины – это, конечно же, взрыв военно-транспортного самолета с дембелями. Федор Бондарчук едва не отказался от съемок этого момента, так как утвержденный бюджет фильма в 9 млн долларов к этому времени был уже исчерпан. Пришлось срочно искать еще 250 тысяч «зеленых» на приобретение настоящего Ан-12.

СТАРИКИ ИЗ ОДНОГО КИШЛАКА

Для съемок в Крым было отправлено четыре железнодорожных вагона с реквизитом. «Моджахеды» (в основном это были уже упоминавшиеся солдаты армии Украины) были одеты в натуральную афганскую одежду, которую закупили в Афганистане – в общей сложности было приобретено порядка 300 костюмов.

«Кишлак» находился также в Крыму – он занимал территорию в 2 гектара и строился бригадой ялтинской киностудии целых четыре месяца. Все дома были созданы классическим восточным методом - из глины. Пока дело не дошло до съемок, в «афганский городок» ездили туристы - он находился неподалеку от курортного поселка Коктебель. По сценарию кишлак уничтожается в результате обстрела советскими установками «Град». Для его разрушения было заложено 9 тонн взрывчатки. Однако в назначенный день небо покрылось облаками и съемку пришлось отложить. Заминированный объект оставили ночевать под усиленной охраной. На другой день, едва между облаков появился большой кусок чистого неба, взрыв был произведен и все постройки взлетели на воздух.

Любопытно, что в сцене со стариком-афганцем, когда одного из бойцов отправляют за спичками, снимался осел, дебютировавший еще в 1964 году в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Мы уже рассказывали об этом животном в IV части нашего цикла. Напомним лишь, что многие ослы достигают весьма почтенного возраста в 50 и более лет. В поисках подходящего осла представители киногруппы пришли в местный зоопарк и объяснили, что им требуется животное, которое не боится камеры, громких звуков и яркого света. По уверениям работников зоопарка, лучшего кандидата на эту роль было бы трудно найти - в «Кавказской пленнице» ослик был молод, а сейчас он глубокий старик, но зато опытный актер. Остается добавить, что осел ничего и никого не боялся и прекрасно справился со своей ролью.

Еще один четвероногий артист, снявшийся в «Девятой роте» - это щенок по кличке Мина. Ассистент режиссера по реквизиту нашел эту собаку в Симферополе. Она стала любимицей всей съемочной группы. Теперь Мина выросла и живет в Москве.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «АФГАНЕЦ»

Перед началом съемок члены киногруппы встречались с ветеранами легендарной 9-й роты 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. В действительности из 30 защитников высоты 3234 погибли 6 человек и 12 были ранены. Актерам даже посчастливилось познакомиться с некоторыми прототипами своих персонажей. Ветераны-десантники подтрунивали над молодыми артистами: «Эх, ребята, вас бы в армию месяца на три. Там бы вас подготовили к съемкам!» А бывший старшина этой роты Андрей Кузнецов выступал в качестве военного консультанта картины.

Интересно, что 20 лет назад будущий режиссер фильма и актер Федор Бондарчук едва не попал служить в Афганистан. Его вместе с товарищами должны были перебросить туда после «учебки» в Красноярске, но отец будущего создателя «Девятой роты» использовал все свое влияние, чтобы юношу оставили служить в Союзе. К слову, изначально на роль старшего прапорщика Погребняка планировался Николай Фоменко, но он не смог принять участие в фильме – пришлось режиссеру самому выходить на съемочную площадку.

Как знать, попади Бондарчук служить в Афганистан, в его фильме могло быть гораздо меньше досадных промахов, на которые указывают участники той войны. Чего стоят хотя бы вертолеты, летающие без отстрела тепловых ловушек, ручные гранаты не зеленого, а черного цвета (т. е. учебные) и солдаты, кучей идущие искать своего товарища - одна вражеская очередь или мина, и всему подразделению пришел бы конец…

Впрочем, режиссеру пригодился богатый опыт по созданию клипов и всевозможных телешоу. В этом отношении «Девятая рота» полностью удалась: так, в сцене обстрела кишлака создается впечатление, что горит вовсе не глиняный поселок, а настоящая нефтебаза – на экране бушует безбрежное море огня. А каковы живописнейшие «афганские» пейзажи? Столь поразительный результат был достигнут с помощью компьютерной цветокоррекции материала, который был отснят в пределах Крымского полуострова и частично в Узбекистане.

«УРАЛ» МОГ СТАТЬ «БАЙКАЛОМ»

В «Девятой роте» задействовано целых две дюжины грузовиков «Урал». Из этих автомобилей герои картины воруют тушенку. А чуть позже точно такие же машины горят в расстрелянной моджахедами автоколонне. Между тем «Урал» – это по-своему уникальный отечественный вездеход, который скоро отметит свой полувековой юбилей.

В 1955 году в Москве в Научно-исследовательском автомоторном институте был изготовлен опытный экземпляр трехосного автомобиля повышенной проходимости НАМИ-20. Новый грузовик имел множество доселе невиданных наворотов: гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач, предпусковой подогреватель двигателя, обогрев кабины и аккумуляторов. Его 8-циллиндровый 180-сильный двигатель заводился электрическим стартером, работа которого дублировалась пневмогидравлическим пусковым устройством. Под грузовой платформой машины стояла лебедка с барабаном, которая выдавала трос как вперед, так и назад, а для установки запасного колеса был предусмотрен специальный гидравлический подъемник.

Главное внешнее новшество автомобиля заключалось в его колесах. Шины гигантского по тем временам размера имели устройство для снижения внутреннего давления на ходу с 2,5 до 0,8 атмосферы. Благодаря колесной формуле 6х6 и 40-сантиметровому дорожному просвету НАМИ-20 показал очень высокую проходимость по сухому сыпучему песку, снегу, болотистой луговине, грязи и другим видам бездорожья. Машина могла перевозить груз, равный ее собственный массе (около 7 тонн) и развивать скорость до 80 км/ч.

После проведенных испытаний встал вопрос о месте производства нового вездехода. Сначала его предполагали поставить на конвейер Московского автозавода им. Лихачева (ныне «АМО-ЗиЛ»), затем рассматривался паровозостроительный завод в забайкальском городе Улан-Удэ. Но в конце концов выбор пал на Уральский автозавод в небольшом городке Миасс Челябинской области, выпускавший в то время устаревшие трехтонки марки «Урал-ЗиС». Для ускорения перехода на новую модель в мае 1957 года в Миасс прибыла группа столичных конструкторов вместе с опытным образцом НАМИ-20.

На Уральском автозаводе машину несколько доработали и уже в следующем году собрали два экземпляра. Один имел водительскую кабину от нового московского грузовика ЗиЛ-130, а другой - цельнометаллическую кабину собственного изготовления. Автомобилям было присвоено длинное и скучное название «Урал-ЗиС-НАМИ-375», которое со временем сократилось до «Урал-375».

К лету 1959 года завод изготовил еще несколько экземпляров автомобиля, у которых кабина водителя имела съемный матерчатый тент. Неизвестно почему, но именно такой вариант изначально был выбран для серийного производства «Урала», которое было развернуто в декабре 1960 года. А цельнометаллическая кабина вернулась к автомобилю только четыре года спустя. Тогда же на заводе начался выпуск семейства грузовиков «Урал-377» с колесной формулой 6х4, предназначенных для гражданских нужд.

Базовый моделью завода остался полноприводный армейский вездеход, который получил обозначение «Урал-375 Д». На его основе было создано несколько модификаций. Так, буквой «С» обозначался седельный тягач для перевозки полуприцепов. Северный вариант автомобиля имел букву «К» – у него была кабина с улучшенной теплоизоляцией, двойными стеклами, мощным предпусковым подогревателем и специальной шторкой радиатора вместо жалюзи. Наконец, буква «Ю» означала модификацию в машины тропическом исполнении – в ее кабине вместо отопителя был установлен дополнительный вентилятор.

На базе «Уралов» создано множество специальных машин, которые служили в Советской Армии и в армиях всех стран Варшавского договора. Это автоцистерны, бензозаправщики, передвижные штабы со спальными прицепами, автомобильные краны с телескопическими стрелами и т. д. Фигурирующие в «Девятой роте» системы залпового огня БМ-21, более известные россиянам под названием «Град», также ставились на шасси автомобиля «Урал-375». Эти вездеходы нашли большое применение и на гражданке, став незаменимыми помощниками геологов, нефтедобытчиков, строителей, лесорубов, пожарных и т. д.

В 1969 году «Урал-375» удостоился Золотой медали на Лейпцигской ярмарке (ГДР). Эта машина неплохо продавалась за рубежом. По заказу «Автоэкспорта» на полиграфических комбинатах в Финляндии печатались огромные красочные плакаты, демонстрирующие, как уральские вездеходы преодолевают бездорожье.

Всем был хорош 375-й, кроме непомерно прожорливого карбюраторного двигателя, потреблявшего на 100 км пути целых 50 литров бензина, причем 93-го, так как мотор его был форсированным! В конце 70-х годов автозавод начал переходить на производство новой модели вездехода «Урал-4320» с более экономичным камазовским дизельным двигателем мощностью 210 «лошадей» (эту машину легко отличить от предшественника по выступающему вперед капоту).

Что касается Афганистана, там в основном применялись бензиновые «Уралы». Дело в том, что во время ввода ограниченного контингента советских войск в эту страну дизельные вездеходы этой марки существовали лишь в небольшом количестве. А замена уничтоженных либо списанных автомобилей производилась из резервов Министерства обороны СССР, которые были созданы задолго до начала этой войны…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

Часть 17. УТОПЛЕННИК В ТРЮМЕ «ТИТАНИКА»

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

Часть 17. УТОПЛЕННИК В ТРЮМЕ «ТИТАНИКА»


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru