16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 12 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

Правда о ВИЧ

Герой многочисленных книг, статей и, конечно же, анекдотов Василий Иванович Чапаев (наиболее часто встречающееся в Интернете сокращение - ВИЧ) стал практически неотделим от домыслов и небылиц, возникших вокруг его имени. Дело в том, что большинство рассказов и воспоминаний о Чапаеве были написаны вовсе не по «горячим следам», а в 30-е годы ХХ века с целью создания героического образа этого человека.

Кадры из фильма «Чапаева», где начдив несется в атаку на коне и в развевающейся бурке, не соответствуют действительности. Из-за полученного на германском фронте ранения в ногу он не мог ездить верхом. И в боях, и в тылу Чапаев передвигался исключительно на ярко-красном «Паккарде» - представительском автомобиле, отбитом чапаевцами у Колчака. Василий Иванович гораздо раньше Фрунзе и Тухачевского понял, что в будущей войне будет побеждать не конница, а техника. В своей 25-й стрелковой дивизии Чапаев имел отряд броневиков - среди них 17-тонный броненосец «Гасфорд», мощную артиллерию, лучшую в Красной Армии телефонную связь и целых четыре аэроплана!

В сентябре 1919 года один из пленных красноармейцев вызвался показать дом, в котором Василий Иванович квартировал в станице Лбищенской. Белое командование решило взять начдива живьем и выделило для этого специальный отряд под командованием казачьего генерала Бородина. В ночь с 4 на 5 сентября казаки скрытно оцепили станицу с трех сторон - с четвертой протекал Урал. Три штурмовые группы постепенно двигались к центру станицы, обезоруживая сопротивляющихся красноармейцев. Однако до того как казаки оцепили дом начдива, тот успел выбежать на улицу. В этот момент в Чапаева выстрелил белый офицер по фамилии Белоножкин и ранил его в руку.

Василий Иванович с сотней бойцов стали прорываться из окружения. В том бою он был ранен в живот. Два бойца положили своего командира на спешно сколоченный плот, сделанный из половинки ворот и под покровом ночи начали переправляться через Урал. Когда доплыли до берега, оказалось, что Чапаев умер от потери крови. Бойцы закопали тело руками прямо на берегу в песке и прикрыли могилу камышом, чтобы враги не надругались над погибшим.

ВОЛГА В РОЛИ УРАЛА

Летом 1933 года братья Васильевы (на самом деле они были всего лишь однофамильцами, но избрали для себя столь оригинальный псевдоним) приступили к съемкам фильма с рабочим названием «Чапай». Один весьма именитый актер отказался от исполнения главной роли, а потому 30-летний Борис Бабочкин, которого изначально планировали всего лишь на роль ординарца Петьки, стал Чапаевым.

Любопытно, что крутой обрыв, с которого актер бросается в реку, находится за тысячу километров от Урала. В наши дни это место именуют Чапаевской горкой. А находится оно неподалеку от Твери - в 20 километрах вверх по течению Волги. К концу довольно продолжительных съемок этого эпизода актер едва по-настоящему не пошел ко дну. Снимали в конце весны, когда вода была очень холодной. Дублей делали много и Бабочкин согревался водкой. Простуда обошла Бориса Андреевича стороной, но от вынужденных возлияний у актера открылась страшная язва, которая мучила его до конца жизни...

Режиссеры опасались, что заканчивать фильм гибелью Чапаева слишком пессимистично, поэтому было снято несколько разных вариантов финала картины. В первом из них по освобожденному Лбищенску маршируют красноармейцы. Раненых Анку с Петькой везут мимо, на их лицах радость, за кадром слова Чапаева: «Счастливые вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди». Второй финал был таков: в яблоневом саду Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, который уже возглавляет стрелковую дивизию. И вновь за кадром звучит голос Чапаева: «Вот война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!» К счастью, ни тот, ни другой варианты не вошли в окончательную версию картины.

ГАДКИЙ УТЕНОК

По завершении съемок фильма «Чапаев» его, как полагалось в те времена, просмотрела суровая приемная комиссия. Трудно было понять, какое впечатление произвел на них «Чапаев». Начальство вышло из зала, не высказав никакого мнения, не сделав ни одного замечания и даже забыв попрощаться - правда, уже на ходу через директора киностудии было сделано распоряжение выбросить из картины песню «Ревела буря, дождь шумел». Ни одного звука больше о фильме сказано не было. И режиссеры, и весь съемочный коллектив были в полном отчаянии...

Через какое-то время из Госкино было получено разрешение на показ картины. Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев». В главных ролях: В. Мясникова и Н. Симонов». В картине они сыграли второстепенные роли - пулеметчицы Анки и командира взвода Жихарева. Ну а создатель центрального образа Борис Бабочкин даже не был упомянут в афише! Впрочем, называя фамилии популярных артистов, киношное начальство пыталось пробудить у публики хоть какой-нибудь интерес к этому фильму, который они считали очередной и вполне заурядной лентой о Гражданской войне.

Когда первый сеанс «Чапаева» кончился, зрители не покинули своих мест. Зал притих и чего-то ждал. Вышел директор кинотеатра и, встав перед экраном, сказал: «Товарищи, все...». То, чего не оценили чиновники от кино, сумели разглядеть самые обыкновенные зрители. Они приняли «Чапаева» не как фильм, а ожившую на экране частичку истории. Слава этой картины родилась немедленно и росла как лавина. Через несколько дней по вызову из Госкино создатели картины оказались в Москве. В десять часов утра они ехали с вокзала по столичным улицам. Борис Бабочкин спросил шофера, что за громадные очереди стоят по улицам. Тот ответил: «Это идет новый фильм «Чапаев». Не видели? Посмотрите. Если сумеете достать билет».

ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ

До выхода на экран кинофильма «Чапаев» родиной Василия Ивановича считалась Саратовская область. Как это нередко бывает, биографию героя изменил случай. Однажды во время просмотра фильма в кинотеатре «Родина» города Чебоксары житель деревни Будайки дед Гаврил признал в экранном герое своего земляка и воскликнул: «Да это же наш Чепай!». Секретарь комсомольской организации из Будаек решил проверить это предположение и в метрических записях местной Никольской церкви нашел запись о рождении Василия Ивановича Чапаева 9 февраля 1887 года. В итоге музей имени прославленного начдива был открыт в Чебоксарах, поскольку упомянутая деревня ныне находится в черте столицы Чувашии. Одним из центральных экспонатов этого музея являются… усы. Те самые, в которых исполнил свою звездную роль актер Борис Бабочкин.

Между тем история персонажа по имени Василий Иванович Чапаев имела несколько весьма интересных продолжений. Сразу после начала Великой Отечественной войны режиссер Лео Арнштам снял девятиминутный короткометражный фильм «Чапаев с нами», который вышел на экраны страны в июле 1941 года. Его начало полностью повторяло финальную сцену из картины семилетней давности, но Чапаев (естественно, в исполнении Бориса Бабочкина) благополучно добирается до берега живым. На берегу его встречают солдаты в форме образца 1941-го, которые держат наготове боевого коня.

И в наше смутное время личность Василия Ивановича продолжает вызывать интерес деятелей литературы и кино. Персонаж с таким именем встречается и в нашумевшей книге Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Правда, там он показан пятидесятилетним мужчиной, то есть в полтора раза старше своего исторического прототипа, который ушел из жизни в возрасте 32 лет. К тому же в этой книге Чапаев играет на рояле и обнаруживает недюжинные познания в области буддийской философии.

Впрочем, для нас гораздо интереснее описание броневика, на котором передвигается пелевинский Василий Иванович: «Два узких кожаных дивана, столик между ними и коврик на полу создавали, несмотря на тесноту, ощущение уюта. В потолке был круглое отверстие, за которым виднелся массивный приклад зачехленного пулемета; в пулеметную башню поднималась ажурная винтовая лесенка…»

Сейчас идет подготовка к экранизации «Чапаева и Пустоты». Натурные съемки планируются в Германии. Впрочем, эта история не имеет абсолютно никакого отношения к человеку по имени Василий Иванович Чапаев…

КРАСНЫЙ В РОЛИ БЕЛОГО

В фильме братьев Васильевых в роли белогвардейского броневика пришлось выступить первому… советскому бронеавтомобилю под названием БА-27. История его появления заслуживает более подробного рассказа.

После гражданской войны в частях Красной Армии насчитывалось несколько десятков устаревших и сильно изношенных броневиков, которые были созданы на основе легковых автомобилей зарубежного производства. Заменить их более современной техникой стало возможным лишь после создания собственной автомобильной промышленности.

7 ноября 1924 года по Красной площади Москвы прошли десять ярко-красных грузовиков. Это были первые автомобили советского производства, получившие название АМО-Ф15 (данная аббревиатура означала «Автомобильное Московское общество») На борту одной из машин висел плакат: «Обеспечим автомобилями наше детище - родную Красную Армию!»

Сегодня уже мало кто помнит о том, что грузовик АМО-Ф15 был первой скопированной в СССР машиной марки «ФИАТ» (отсюда и буква «Ф» в ее названии). Упомянутая итальянская фирма участвовала в становлении советского автопрома еще задолго до появления у нас лицензионных «Запорожцев» и «Жигулей». Завод по производству автомобилей «ФИАТ-15» начали строить в Москве еще во время первой мировой войны. Затем была Гражданская война и разруха, а потому первую продукцию АМО выдал лишь через семь лет после Октябрьского переворота. А вскоре на заводе приступили созданию на базе «пятнашек» первых советских броневиков, получивших индекс БА-27 («бронеавтомобиль 1927 года»). Затем шасси и всю документацию передали на Ижорский завод, где построили броневой корпус. После успешных испытаний в декабре 1928 года машину приняли на вооружение Красной Армии.

На БА-27 ранних выпусков имелся второй, задний пост управления. Позже от него отказались, что дало возможность упростить конструкцию и сократить экипаж на одного человека. Поскольку броневик был почти на целую тонну тяжелее АМО-Ф15, конструкторы усилили его раму и рессоры, усовершенствовали механизм сцепления и установили дополнительный бензобак. Если двигатель АМО-Ф15 запускался несъемной заводной ручкой, то для бронеавтомобиля это не годилось (так заводить заглохший мотор под огнем противника очень опасно) поэтому БА-27 снабдили электрическим стартером. Вместо ацетиленовых фонарей поставили электрические фары, которые впоследствии появились и на грузовиках.

Клепаный корпус БА-27 выполнялся из броневых листов толщиной 4-7 мм, причем передняя стенка была сделана с наклоном, что повышало противопульную стойкость машины. Сзади имелся ступенчатый выступ, который обеспечивал хороший обзор с кормового поста управления. Здесь же на наклонном листе снаружи крепилось запасное колесо.

В общей сложности в СССР было построено около 100 броневиков этой модели. Многие из них участвовали в боевых действиях в Средней Азии и в ходе вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). К середине 30-х годов на вооружение Красной Армии поступили новые, более совершенные бронемашины, которые заняли место БА-27. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого броневика, а потому увидеть его можно только в кино…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 17. УТОПЛЕННИК В ТРЮМЕ «ТИТАНИКА»

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 17. УТОПЛЕННИК В ТРЮМЕ «ТИТАНИКА»


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru