16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 15. ПАРА ИЗ САЛОНА МАДАМ ВОКС

ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО

Немногие зрители догадываются о том, что картина Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» была снята на основе двух реальных историй. В 1953 году Поэт Ярослав Смеляков (его стихи про девочку Лиду звучат в фильме «Операция Ы») сидел в лагере. Однажды, получив «увольнительную», он решил навестить своих друзей, в будущем известных кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, которые отбывали ссылку в том же поселке. После дружеского застолья они проспали подъем, и Фрид с Дунским тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока.

Не придумана и история главного героя фильма - московского пианиста Платона Рябинина, взявшего на себя вину жены, которая на автомобиле сбила человека. В начале 60-х годов нечто подобное произошло с популярным композитором, красавцем и джентльменом Микаэлом Таривердиевым. Однажды он посадил за руль своей машины знакомую актрису, в которую был сильно влюблен и ему казалось, что она отвечает взаимностью. В тот злополучный вечер под колеса автомобиля угодил какой-то пьяный человек и Таривердиев заявил на следствии, будто бы машину вел он сам. В течение двух лет композитор находился под подпиской о невыезде, пока с него не сняли все обвинения в гибели человека. А та актриса вскоре отвернулась от Микаэла Леоновича и ушла к другому…

БАЗАР-ВОКЗАЛ

Действие фильма происходит в вымышленном городе Заступинске, в котором главный герой отстает от своего поезда из-за разборок в вокзальном ресторане. Любопытно, что этот провинциальный городок был найден Рязановым в… обеих столицах. Уличные сцены запечатлены в тихих ленинградских переулках. А вот заступинский вокзал снимали в Москве, но делать это пришлось в двух разных местах. Почему? Об этом мы расскажем чуточку позже.

Надо сказать, что с выбором названия для своей картины Эльдар Рязанов попал в самое яблочко. Дело в том, что изначально русское слово «вокзал» имело совершенно иное значение, нежели сейчас. Оно происходит от французского Voux salle и в дословном переводе означает «салон мадам Вокс» (эта женщина была хозяйкой очень известного учреждения, в котором гостей развлекали музыкой и изысканной едой). В 1838 году на конечной станции Царскосельской железной дороги тоже был построен концертный зал с рестораном, который, естественно, нарекли «вокзалом». Со временем так стали именовать комплексы для обслуживания пассажиров. Однако в фильме Рязанова все вернулось к далеким истокам, так как завязка истории происходит не где-нибудь, а именно в станционном ресторане. И здесь же главный герой развлекает публику игрой на пианино, зарабатывая таким образом себе на пропитание.

Ресторанные эпизоды снимались на Рижском вокзале, который был и остается одним из самых малолюдных в Москве. Построенный в 1901 году, он выполнен в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов. Здание украшено наличниками, кокошниками, бегунками, поребриками и т. д. Внешний облик этого столичного вокзала с тех пор не менялся, чего не скажешь о его названии. До середины 30-х годов он был Виндавским (по городку Виндава, ныне Вентспилс, на западной оконечности Латвии), затем несколько лет побыл Балтийским и Ржевским, а с 1946 года и по сей день именуется Рижским. Любопытно, что сцены фильма, в которых действие происходит на железнодорожной платформе, пришлось снимать совсем в другом месте – на расположенной в черте города Москвы станции «Лосиноостровская». Дело в том, что по сценарию нужно было показать движение проходящих поездов, тогда как Рижский вокзал является «тупиком» и не годится для этой цели.

К слову, начальника заступинского вокзала сыграл сам Эльдар Рязанов. Именно его персонаж произносит сакраментальную фразу: «Железная дорога – это точность, комфорт и чистота». А еще он признается, что никогда не ест на вокзальном ресторане: «Я, знаете ли, предпочитаю кушать дома - у меня жена хорошо готовит. А рестораны – это совсем другое ведомство».

МЕСТА НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЕННЫЕ

После фильма «О бедном гусаре замолвите слово», где Олег Басилашвили сыграл отвратительного типа Мерзляева, актер взял с Эльдара Рязанова обещание, что следующая его роль будет положительной. А еще Олег Валерьянович вытребовал от режиссера расписку, что в качестве компенсации за «гусара» он будет сниматься во всех его новых картинах. А поскольку следующей работой Рязанова стал «Вокзал для двоих», то вопрос о том, кто сыграет Платона Рябинина, решился сам собой.

Сцены, в которых показана зона, снимали вовсе не в Сибири, а под Москвой в Икшинской колонии усиленного режима для несовершеннолетних преступников. Специально для съемок фильма вокруг колонии построили высокий забор, - до этого там была одна только колючая проволока. Вначале заключенных, конечно, раздражало, что артист - сытый и переодетый в бушлат - изображает осужденного. Как-то мимо актера зэки тянули волокушу – железное приспособление для уборки снега. Они делали все, чтобы этой волокушей задеть Басилашвили по ногам. Актер быстро сориентировался: «Ребята, чего вы хотите? Я сейчас на работе, я такой же подневольный, как и вы… Вы думаете, я пойду к начальнику на вас жаловаться? Никогда этого не сделаю».

Иногда Олегу Валериановичу приходилось проводить на «зоне» по двенадцать часов в день. Как-то в столовой снимали много дублей. Обед: проголодавшиеся заключенные берут миски. Им говорят: «Не доедайте, сейчас будет еще дубль». А артист по сценарию должен съесть все полностью. Еще дубль - и Басилашвили дают вторую миску, третью… Ребята злились, а актер стал с ними потихоньку делиться. Постепенно отношения с чужаком наладились. Один из них, набравшись храбрости, попросил произнести в фильме его фамилию, чтобы войти в историю. Басилашвили пообещал и сделал это. Первыми зрителями этого фильма стали заключенные той самой колонии.

РЯЗАНОВ – РЕЖИССЕР И ТЯГАЧ

В первый съемочный день «Вокзала для двоих» снимали вовсе не обед в привокзальном ресторане, а самый конец фильма, где главная героиня приходит в избу и кормит своего возлюбленного. Роль официантки Веры Нефедовой сыграла актриса, которую Рязанов забыл более чем на четверть века. С 1956 года - со времени дебюта Людмилы Гурченко в картине «Карнавальная ночь» режиссер ни разу не приглашал ее в свои фильмы (злые языки утверждают, что причиной этому были бесчисленные конфликты, которые возникали между ними на съемочной площадке).

После заключительного эпизода фильма, в котором главные герои бегут по заснеженной трассе, чтобы успеть на утреннюю перекличку в колонии, у Людмилы Марковны до крови были разбиты колени. Изначально эту сцену Рязанов хотел запечатлеть в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя должно быть невеселое настроение, потому что если главный герой не успеет, ему грозит прибавление срока. Но когда киногруппа выехала на съемки, светило солнце, и режиссер решил снимать сцену при ясной погоде. Благодаря этому изменился смысл эпизода и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев Басилашвили и Гурченко. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а оператор с камерой сидел в санях, которые надо было везти очень быстро. Чтобы развить требуемую скорость, в эти сани впрягался даже сам Эльдар Рязанов!

В фильме вся эта беготня по дороге в колонию происходит из-за того, что никто не из водителей не хочет подвозить несчастного зэка. Одна машина с каким-то важным пассажиром в кожаном пальто все-таки останавливается. Веру приглашают сесть, но, увидев ее попутчика, начальник приказывает водителю ехать дальше. Остается добавить, что этом эпизоде снялся УАЗ-469, который до сих пор является самым распространенным служебным автомобилем в тех местах, где располагаются военные гарнизоны и исправительно-трудовые учреждения.

КОРОЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ

В 1955 году советские конструкторы начали проектирование нового командирского автомобиля, которому предстояло прийти на смену легендарному «газику» ГАЗ-69. Техническое задание на него выдавалось Министерством обороны СССР, хотя оно никогда не закупало более 10 процентов годовой продукции предприятия. Но и автомобили сугубо гражданские, шедшие в народное хозяйство, должны были соответствовать требованиям заказчика. Дело в том, что все они подлежали обязательной регистрации в военкоматах и в случае войны подлежали мобилизации. Только этим объясняется абсурдный в суровом российском климате тент и незапирающиеся на ключ двери (эти недостатки были исправлены лишь в 90-е годы).

Первый экземпляр был представлен на суд комиссии осенью 1960 года, однако его дорожный просвет был признан недостаточным. Тогда родилась идея создания двух вариантов – военного УАЗ-469 с колесными редукторами и гражданского УАЗ-469Б с обычными мостами от старой модели. Такие образцы были построены и в 1961 году начались их испытания по привычному для заводчан маршруту через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением вдоль Волги. Кроме того, проводилось тестирование машин на специальных трассах военного ведомства. В 1964 году новый автомобиль прошел государственные испытания и был рекомендован к серийному производству. Любопытно отметить, что тестируемые параллельно иномарки были сняты с пробега по причине «неспособности дальнейшего движения в предложенных дорожных условиях». А ведь все эти машины были чисто армейскими!

15 декабря 1972 года первая партия гражданских внедорожников сошла с конвейера Ульяновского автозавода имени В. И. Ленина (круче этого названия, пожалуй, лишь Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина). Модель с колесными редукторами пошла в производство лишь полгода спустя и первое время поставлялась только для нужд вооруженных сил. Главным ее достоинством стал увеличенный с 220 до 300 мм дорожный просвет, что обеспечило еще более высокую проходимость, особенно по твердой колее и скалистому грунту. Хорошие тягово-динамические качества позволяли «козлику» буксировать прицеп (или пушку) и преодолевать подъемы крутизной до 60 процентов!

За 34 года было произведено почти полтора миллиона автомобилей семейства УАЗ-469 (правда, теперь они имеют индекс 3151). Эти неприхотливые внедорожники разошлись по 65 странам мира, а особой популярностью они пользуются в Колумбии, Египте, Монголии, Сирии и на Кубе. Несколько лет назад итальянская компания De Tomaso освоила сборку автомобиля (правда, адаптированного под требования европейских покупателей), в основе которого лежит все тот же УАЗ-469.

Герой нашего рассказа попал даже в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку сумел своим ходом забраться на высочайшую вершину Европы - Эльбрус (5621 метр над уровнем моря). Известно, что эта экспедиция готовилась больше года и стоила немалых средств. Между тем «уазики» побывали в этих местах еще в 1974 году - здесь проходили их испытания на скороподъемность и способность работать на больших высотах. Перепад в 2 тысячи метров был преодолен за 38 минут. Достигнутая высота ледника составила 4 тысячи метров. При этом автомобили были совершенно стандартные, без лебедок и противобуксовочных цепей. Машин было три, и всю дорогу туда и обратно они преодолели без помощи вертолетов. Конечно, это - пример из ряда экстремальных. Но именно 469-й своей надежностью и проходимостью породил известное высказывание: «Чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить дорог!»

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 15. ПАРА ИЗ САЛОНА МАДАМ ВОКС

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru