16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 14. «МОСКВИЧ» СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

НИКТО НЕ ХОТЕЛ СНИМАТЬ

Сегодня в это сложно поверить, но 30 лет назад никто не оценил по достоинству сценарий фильма «Москва слезам не верит». Когда Владимиру Меньшову дали почитать эту работу, ничто не тронуло его душу. А когда он узнал, что со сценарием уже успели ознакомиться более маститые режиссеры и тоже не ухватились за него, то собрался совсем забыть об этом проекте. Только одно место зацепило Меньшова, в котором Катерина заводит будильник, ложится спать, а просыпается… лишь через двадцать лет. Поначалу Владимир Валентинович даже подумал, что из текста выпало несколько страниц. А когда до него дошло, что это осознанный ход сценариста, его осенило: фильм должен быть только двухсерийным – главная героиня засыпает в конце первой серии, чтобы проснуться во второй части, но уже двадцать лет спустя…

Началась переделка сценария - картина, которая планировалась на один час сорок минут, должна была растянуться на два с половиной часа. Меньшов написал новые сцены, которых не было в изначальном тексте. Так в фильме возникла история спившегося хоккеиста Гурина, сцена в клубе знакомств и многое-многое другое. А вместо фестиваля французского кино, как в картине, подружки Катерина и Людмила должны были наблюдать, как к посольству Аргентины подъезжают приглашенные на прием дипломаты. Однако послов и военных атташе режиссер решил заменить звездами советского кино 50-х годов. Кроме того, вместо привлечения дорогих иномарок это давало возможность обойтись отечественными «ЗиМами» и «Победами». В общей сложности Меньшов внес в сценарий 44 крупных поправки.

Руководство «Мосфильма», конечно же, возмутилось: ведь деньги были выделены всего на одну серию, а не на две. К счастью, после долгих дебатов вопрос решился положительно и режиссер приступил к отбору актеров на главные роли. И вот здесь-то и начались самые большие проблемы.

…И СНИМАТЬСЯ ТОЖЕ

Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, а Ирине Муравьевой - 30. Перед этой троицей стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками (по сценарию всем троим было вообще по 17 лет). Гримеры и костюмеры потрудились на славу – в обликах Катерины и Антонины нет и намека на принадлежность к женщинам «для тех, кому за тридцать». Самое поразительное, что и Алентова, и Рязанова появились в этой картине совершенно случайно.

Кому только Владимир Меньшов не предлагал исполнить роль главной героини. Катериной могли бы стать Ирина Купченко, Маргарита Терехова, Валентина Теличкина и Наталья Сайко – но все они под разными предлогами отказались от участия в фильме. Когда режиссер совсем потерял надежду на успех, на кинопробы пришла его жена, Вера Алентова и была единодушно… утверждена худсоветом. Позже актриса призналась, что работать с Меньшовым было невероятно тяжело. Ей казалось, что муж постоянно недоволен ею, но лишний раз старается не говорить ей об этом. Главная похвала нагнала Алентову много лет спустя, когда Меньшов, просматривая как-то этот фильм, вдруг сказал: «Слушай, а ты ведь хорошо играешь!»

От роли Людмилы тоже отказались многие именитые актрисы. Лишь Ирина Муравьева с радостью согласилась на предложение. В то время она была еще в ранге начинающих театральных актрис, поэтому не мучилась с выбором ролей и соглашалась на все, что ей предлагали. Однако, увидев себя в отснятом материале, Муравьева расплакалась – настолько грубой и вульгарной показалась ее героиня.

Третью девушку – Антонину - тоже искали долго. В конце концов режиссер получил согласие от малоизвестной актрисы Раисы Рязановой (российским телезрителям она хорошо знакома по рекламному ролику одного из моющих средств). Много лет спустя Раиса Ивановна призналась: «Эта роль позволила мне прожить жизнь, которой у меня не было. Хотелось бы иметь основательного мужа, детей, квартиру…» И действительно, по жизни эта женщина совсем не похожа на скромную домохозяйку и вечную пассажирку старенького «Москвича». Всю свою сознательную жизнь Рязанова водит машины различных марок, а три года назад даже приняла участие в конкурсе профессиональных гонщиц «Автоледи-2003». Особую зрелищность этому мероприятию придавал тот факт, что все участницы выступали на спортивных «Ладах» 10-й модели, снабженных шинами с 4,5-миллиметровыми шипами - ими пользуются лишь профессиональные автогонщики на соревнованиях по зимнему треку! Остальные участники легендарной троицы – Алентова и Муравьева - тоже сами садятся за руль своих иномарок, но не могут похвастаться участием в подобных автогонках.

ПРЕМИЯ

Коллеги Владимира Меньшова по актерско-режиссерскому цеху долго не могли принять этот фильм. «Да такую дешевку каждый из нас может снять одной левой», – судачили тогда в мосфильмовских коридорах. Ни громадные кассовые сборы, ни тот факт, что картину купили почти все страны мира, не могли изменить мнение критиков. И вдруг пришло сообщение о том, что «Москва слезам не верит» получил премию Американской киноакадемии в номинации «Лучший иностранный фильм года». Сам Меньшов воспринял эту новость как первоапрельскую шутку, так как дело было в ночь с 31 марта на 1 апреля, когда в нашей стране уже начинался День дурака.

Получать высокую награду в Америку отправился какой-то чиновник из Госкино. Меньшова не захотели выпускать за границу - кто-то писал на него анонимки, и, чтобы перестраховаться, Владимира Валентиновича решили сделать «невыездным». Сегодня позолоченная статуэтка «Оскар» стоит дома у Алентовой и Меньшова на полочке возле телевизора, среди видеокассет. Кстати, впервые режиссер взял ее в руки лишь спустя восемь лет после присуждения.

Успех фильма принес этой семье не только признание, но и материальное благополучие. Сразу после его выхода на экраны супруги получили трехкомнатную квартиру в Олимпийской деревне. Вера Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, ей были присвоены звания заслуженной артистки РСФСР и лучшей советской актрисы 1980 года.

НАЗАД, В БУДУЩЕЕ

Интересно, а каким могло быть продолжение «Москвы слезам не верит» и дальнейшая судьба героинь этого фильма? Если делать историю правдивой, то она должна быть такой. Начало 90-х годов. Страну сотрясают невыплаты зарплат и обвальная безработица. Химкомбинат, на котором директорствует честная и принципиальная Катерина, приватизируется, и на него приходят новые хозяева жизни – ушлые ребята на черных «Мерседесах». Антонина и Николай уходят со стройки и «шабашничают», делая евроремонты в квартирах богачей. И только Людмила стремительно взлетает вверх: время финансовых пирамид и иных афер – это золотой век именно для таких людей, как она. Вы хотите такого продолжения всенародно любимого фильма? Лично я – нет.

Впрочем, мы несколько отвлеклись. Обратимся вновь к картине из далекого 1979 года. Главная героиня передвигается на подобающем ее положению собственном автомобиле «Жигули» ВАЗ-2103 (подробно об этой легковушке можно прочесть в VI части нашего цикла), в котором неисправен карданный вал, но у Катерины просто нет времени отвезти машину в ремонт. Однако гораздо более яркую роль в этом фильме сыграл совсем другой персонаж – автомобиль «Москвич-400».

В первой серии картины Антонина с подругами едет в нем на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Затем этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Во второй серии хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма все та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины.

Особенно теплые чувства к снимавшемуся в картине «Москвичу» 1949 года выпуска питал Алексей Баталов, исполнивший яркую роль слесаря Гоши. Дело в том, что точь-в-точь такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автомобильном батальоне, где водил лишь грузовики и автобусы. Демобилизовавшись в 1953 году, Алексей Владимирович сразу же получил довольно крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.

МОСКВА И «МОСКВИЧИ»

«Москвич-400» - это даже не копия, а в чистом виде немецкий «Опель Кадетт К38» образца 1938 года. Единственным исключением являются двери, чьи заводские штампы были утеряны при перевозке оборудования из Бранденбурга в июле 1945 года и которые пришлось изготавливать заново. В остальном первая модель «Москвича» полностью повторила свой довоенный прототип, взятый в качестве трофея в поверженной Германии. Доходило до смешного: у нас скопировали даже проштамповки пола, сделанные немцами «про запас», для переноса глушителя на другую сторону (это должно было пригодиться «Опелю» при переходе на новый двигатель, который так и остался в проекте). А на ранних отечественных машинах частенько встречаются комплектующие (колесные диски, резинотехнические изделия и т. д.) с фашисткой символикой.

Самый первый «Москвич» был собран на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) 4 декабря 1946 года. Ну а серийное производство этого изделия началось в середине 1947 года и оказалось отличным подарком по случаю 800-летия столицы.

«Москвич-400» имеет сзади всего один габаритный огонь (он же служил стоп-сигналом) и ни одного указателя поворотов! По этой причине сохранившиеся в неизменном виде 400-е «Москвичи» пользуются повышенным интересом у сотрудников ГИБДД. Но все их расчеты на быстрое обогащение легко разрушаются волшебной фразой хозяина: «Это не предусмотрено заводской конструкцией автомобиля». И действительно, еще никто не отменял правила дорожного движения, позволяющие водителю показывать повороты транспортного средства рукой.

До наших дней сохранилось еще довольно много таких машин, однако даже сами владельцы не знают, чем отличается 400-й «Москвич» от 401-го, выпускавшегося с 1954 по 1956 год. Последний имел более мощный двигатель (26 «лошадей» вместо прежних 23) и, кроме того, на нем появились указатели поворота. Впрочем, многие владельцы «Москвичей-400») покупали и самостоятельно устанавливали такие светоприборы, сделав свои авто практически неотличимыми от «Москвичей-401».

За сутулый профиль первые «Москвичи» получили кличку «Хоттабыч» (другое не менее распространенное прозвище – «Слон»). Кузова этих автомобилей были не сварными, а держались на болтовых соединениях – при необходимости любая деталь легко отвинчивалась и заменялась на новую. Прочность конструкции этого «Москвича» вызывает удивление и восхищение. Несколько лет назад в Москве одна такая ржавая легковушка с четырьмя пассажирами была сброшена с высокой эстакады выскочившей на встречную полосу «Шкодой». Автомобиль-ветеран упал на проходившую внизу скоростную магистраль, где в него врезалась «Ауди». В итоге в салонах двух пластиковых иномарок погибли несколько человек, а все четыре пассажира «Москвича» остались живы, только у 80-летней женщины случился перелом ноги…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 14. «МОСКВИЧ» СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru