16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 13. ПРО ОФИСНЫЙ РОМАНС И «ВОЛГУ»

КВАРТИРА НА КОЛЕСАХ

По опросу журнала «Советский экран» «Служебный роман» стал лучшим фильмом 1978 года. Он был снят Эльдаром Рязановым по пьесе Эмиля Брагинского «Сослуживцы», которая 30 лет назад шла в 134 театрах Советского Союза. Только в кинотеатрах нашей страны этот фильм посмотрели более 50 миллионов человек. Кроме того, картина попала и в зарубежный прокат, в частности, англоязычному зрителю она была представлена под названием «Office romance» (дословно «Офисный романс»). Уже 1979-м Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы лучшим актерами года. Помимо исполнителей главных ролей Государственные премии за эту работу получили также Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.

Во время съемок фильма известному ленинградскому актеру Басилашвили приходилось постоянно мотаться на поезде между северной столицей и Москвой. Как известно, ночь в поезде никого не украшает и отнюдь не способствует бодрому настроению. Именно поэтому Олег Валерьянович убедительно просил режиссера поменять его с Андреем Мягковым, игравшим роль Новосельцева. Ибо гримерам и костюмерам приходилось в поте лица творить чудеса - в одном углу доводить помятого, усталого Басилашвили до кондиции лощеного Самохвалова, а в другом - мять, трепать и взъерошивать элегантного москвича Мягкова, по жизни весьма далекого от своего героя-неудачника. Но Эльдар Рязанов не внял мольбам своего любимого исполнителя…

В итоге все осталось так, как задумал режиссер: герой Басилашвили остался начальником персонажа в исполнении Мягкова. После возвращения из загранкомандировки Юрий Георгиевич Самохвалов становится заместителем директора учреждения, в котором трудится его бывший однокашник Анатолий Ефремович Новосельцев. Любопытно, что на новое место работы Самохвалов приезжает на собственной «Волге». Он выходит из автомобиля, запирает дверь на ключ и входит в здание, при этом окно в машине остается почти полностью открытым (конечно, такое могло случиться только в кино). Еще один ляп допущен в сцене, когда Новосельцев садится за руль «Волги» своего давнего знакомого. В этот момент антенна на машине сложена, а когда в следующую секунду камера показывает «Волгу» с другой стороны – антенна оказывается вытянутой вверх!

Впрочем, от ошибок никто не застрахован – даже столь маститый режиссер как Эльдар Рязанов. Для нас гораздо важнее реплики героев фильма. Садясь в «Волгу», Новосельцев невольно восклицает: «Да это просто малогабаритная квартира!». Еще одной вещью, которая поразила его в упомянутой машине, стала зарубежная автомагнитола. «Это встроенный стереофонический магнитофон Philips», - небрежно говорит ему Самохвалов. И действительно, в конце 70-х годов такая вещь в салоне авто считалась исключительно крутым наворотом. Как мы уже выяснили, Олег Басилашвили выступает в роли хозяина престижного в советскую эпоху автомобиля ГАЗ-24. Однако мало кто знает о том, что в то время он совершенно… не умел водить машину. Актера научили, как надо трогаться и останавливать «Волгу», и этого оказалось достаточно, чтобы не приглашать дублера. Водительское удостоверение Олег Валерианович получил лишь в 1989 году после покупки своего первого автомобиля (это были «Жигули» ВАЗ-2106), когда ему было уже 55 лет!

МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА

В пьесе «Сослуживцы» роль секретарши Верочки была совсем иной, нежели в фильме. По пьесе это молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгоднее выскочить замуж, практичная и бездуховная барышня. В фильме Рязанову захотелось обогатить этот довольно тривиальный персонаж. Режиссер сильно переработал образ Верочки - по сути из прежнего характера в ней осталась лишь одна черта - «законодательница мод всего учреждения». Претензии малорослой Лии Ахеджаковой с неправильными чертами лица дали новый комедийный эффект. Когда урок по завлеканию мужчин, как понравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться - дает Лия Меджидовна, это выглядит намного смешнее...

Дорабатывая сценарий «Служебного романа», Эльдар Рязанов решил сделать Верочку замужней дамой, а потому написал большую и интересную роль для Александра Фатюшина (он хорошо известен зрителям по роли хоккеиста Гурина в фильме «Москва слезам не верит»). Актер должен был создать образ этакого фанатика-мотоциклиста, который «любил и жену, и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше». Одним словом, Фатюшину отводилась роль одного из первых байкеров Советского Союза.

Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во время спектакля актер получил тяжелую травму глаза, после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал сколько мог, но выздоровление Александра Константиновича затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки ожидания вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как и он посоветовал, как лучше вырезать ее, притом полностью. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем по телефону, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Алиса Фрейндлих с самого начала зарекомендовала себя как великолепная театральная актриса - в Ленинградский театр имени Ленсовета публика ходила ради нее. Сам Бог велел Алисе Бруновне сниматься в кино, но все как-то не получалось: актрисе либо давали маленькие роли, либо такие, которые не соответствовали ее данным. Рязанов хорошо понимал, что Фрейндлих просто создана для роли Калугиной и замечательно ее сыграет.

Приступая к этому фильму, режиссер прибегнул к целому ряду ухищрений. Он постарался снимать картину так, чтобы максимально приблизиться к театральной специфике. Самое главное новшество заключалось в том, что на площадке постоянно работали три камеры: одна снимала героиню, вторая героя, а третья - их обоих. Поэтому можно было не дробить отснятый материал на мелкие кусочки, а репетировать большими, длинными сценами по 5-10 минут, что в кино делать не принято. Кроме того, Алиса Фрейндлих, как и ее партнер Олег Басилашвили, продолжала работать в театре и ей тоже пришлось по много раз мотаться из Ленинграда в Москву. Прямо с вокзала, не заезжая в гостиницу, актриса мчалась на съемочную площадку, чтобы вечером того же дня снова сеть в поезд и уехать назад в Питер.

Почти три четверти картины Алиса Бруновна должна была быть в облике «мымры». Она сама себе выбирала дурацкие туалеты и прически, буквально уродуя себя, чтобы лучше соответствовать образу. На такое не всякая женщина способна, а тем более не каждая актриса. Только очень крупная – с большой буквы «А». Сам Рязанов, набрав в фильм актерских талантов, не давал никаких ценных указаний, а предоставил каждому из них возможность сыграть своего героя по своему усмотрению. И не ошибся – фильм по-настоящему удался.

В наше время на Украине вынашиваются планы снять римейк «Служебного романа». Из руководителя статистического учреждения Калугина должна превратиться в хозяйку крупной фирмы, занимающейся раскруткой деятелей шоу-бизнеса. За право выступить в этом образе борются Лолита, Руслана Писанка и Наташа Королева. Бедного Новосельцева будет играть Сергей Безруков, вечно собирающую деньги общественницу Шурочку - Верка Сердючка, а роль главного мерзавца картины – Самохвалова очень хочет исполнить Филипп Киркоров.

ГАЗ НЕ ДЛЯ НАС

В финальной сцене фильма от московского магазина «Детский мир» отъезжает машина с сидящей на заднем сиденье влюбленной парочкой. Это была уже упоминавшаяся сегодня «Волга» ГАЗ-24, которая не так давно отметила свой 38-й день рождения.

Гордость советского автопрома, «двадцатьчетверку» поставили на конвейер еще в 1968-м, однако для полного перехода на новую модель понадобилось еще целых два года. Только с 15 июля 1970-го ГАЗ-24 окончательно вытеснил 21-ю «Волгу». Примечательно, что еще даже не поступив в широкую продажу (если так можно назвать многолетние очереди на машину), этот автомобиль был удостоен международных наград: золотые медали на международных выставках в 1969-м в Пловдиве (Болгария) и в 1970-м в Лейпциге (ГДР).

Если идею «двадцать первой» позаимствовали у американских коллег – дизайн срисовали с «Бьюика», то ГАЗ-24 стала гордостью советского автопрома. Ведь как утверждали конструкторы, она была чистейшим воплощением советской конструкторской мысли. Ее двигатель мощностью 98 «лошадей» позволял развивать скорость до 145 км/час. Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами и напольным рычагом переключения плюс гидровакуумный усилитель тормозов сделали более удобным управление, а эффективная по тем временам система вентиляции и отопления обеспечили довольно высокий уровень комфорта.

Передовые на тот момент технологии, а также небольшой масштаб производства окончательно похоронили идею конструкторов сделать ГАЗ-24 массовым автомобилем. Первые партии новых «Волг» начали поставлять в госучреждения – на них пересели директора предприятий и секретари обкомов – одним словом, эта машина оказалась отнюдь не для «простых». Особым успехом у начальства пользовались черные «Волги» (в наши дни все поменялось с точностью до наоборот - российские чиновники как один ездят на «Волгах» белого цвета!). В описываемые времена приобрести ГАЗ-24 в личную собственность могли лишь избранные, большинство советских людей имели возможность насладиться этой машиной разве что в качестве пассажиров такси.

Производство седана ГАЗ-24 и модификации ГАЗ-24-02 с кузовом «универсал» продолжалось более четверти века, пока их полностью не вытеснило семейство 31-х моделей. Самая последняя «двадцатьчетверка» сошла с заводского конвейера в Нижнем Новгороде в апреле 1992-го. Однако в силуэтах поныне выпускаемых ГАЗов просматривается все та же «Волжанка» образца далекого 1968 года…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 13. ПРО ОФИСНЫЙ РОМАНС И «ВОЛГУ»

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru