16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 11. Трое в цистерне, не считая Муратова

СЕРЫЙ, НО НЕ ВОЛК

Ровно 35 лет назад кинотеатры всего Советского Союза страны сотрясал безудержный хохот – там показывали новую комедию «Джентльмены удачи». Большинство зрителей считают режиссером этой картины Георгия Данелия. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый. В конце 60-х годов он освободился из тюрьмы (по приговору режиссеру дали 8 лет, но он вышел досрочно через 4 года, не имея ни денег, ни работы). Георгий Данелия, с которым они вместе учились на Высших режиссерских курсах, предложил Серому: «Я пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем, а снимаешь ты». Вся блатная речь в комедии появилась благодаря Александру Серому - пригодился его тюремный опыт. «Канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» - это все оттуда, с зоны.

Изначально сюжет фильма был совсем иным: добрый капитан милиции силой убеждения перевоспитывает бандитов. Однако высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилась. В итоге сценарий подвергся значительной переработке. Главным героем стал директор детского сада по фамилии Трошкин, который выдает себя за рецидивиста по кличке Доцент. Он ищет украденный шлем Александра Македонского и попутно занимается социальной реабилитацией троих правонарушителей, намереваясь раскрыть свою тайну в новогоднюю ночь. Кстати, царящая в картине новогодняя атмосфера была надувательством - съемки этих эпизодов задержались до весны и чистый снежок для московских улиц пришлось привозить из-за города. А во время работы над сценой с нырянием в прорубь вся съемочная группа боялась оказаться подо льдом - весенний лед был уже очень тонок.

СВОИ И ЧУЖИЕ

Актерский состав картины очень сильно отличался от первоначального. Лишь главная роль была сразу отдана Евгению Леонову. А вот преступников должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин, Лев Дуров и Савелий Крамаров. Первые трое сниматься отказались. Льва Дурова забраковал худсовет – в итоге этого персонажа исполнил Георгий Вицин. Неудачными поначалу оказались и кинопробы Крамарова, но Данелия сумел уговорить киношное начальство, и Савелий Викторович стал Косым. Правда, в 1979 году, когда актер эмигрировал в США, его пытались вырезать из картины. Но Данелия заявил, что так будет совершена идеологическая ошибка - ведь Крамаров играет бандита и отщепенца.

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. Им должен был стать Фрунзик Мкртчян, но его не отпустили на съемки из-за торжеств по случаю 50-летия образования Армянской ССР. Когда съемки следовало начинать, а одного из главных героев все еще не было, решили попробовать Раднэра Муратова, которого изначально планировали на эпизодическую роль начальника тюрьмы.

Отдавая дань Георгию Данелия, режиссер пригласил в картину его супругу – актрису Любовь Соколову. Она сыграла роль директора детского сада, к которой Трошкин-Доцент обращается с просьбой одолжить ему 19 рублей 40 копеек на одежду. Любопытно, что в момент этого разговора на руке Доцента хорошо видна татуировка в виде лампочки. А когда беглецы носят батареи, отрабатывая 20 рублей, лампочка каким-то образом перевернулась вверх ногами!

БОРИС, ТЫ НЕ ПРАВ!

Во время съемок «Джентльменов» герои фильма передвигаются на самых различных транспортных средствах. Это грузовик-автоцистерна, легковушки «Волга» ГАЗ-24 и «Жигули» ВАЗ-2101 и, конечно же, верблюд, у которого было человеческое имя – Борис. С этим «кораблем пустыни» связано большое количество всевозможных курьезов. Так, в фильме показан верблюжий плевок в лицо Савелия Крамарова. В действительности это животное никогда не плюется слюной – сказывается привычка везде и всегда экономить воду. Если верблюда рассердить, то он может плюнуть пережеванной травой – она очень вонючая и плохо отстирывается. А то, что попадает на физиономию Косого – всего лишь мыльная пена.

Еще один забавный случай связан со съемками сцены, где Евгений Леонов едет на Борисе. Из-за тучной комплекции у актера никак не получалось взгромоздиться на животное. Тогда режиссер нашел оригинальное решение: он предложил дрессировщику посадить Леонова себе на плечи, спрятаться за верблюда и синхронно шагать рядом. Для съемок проезда в емкости с «цементом» стоящую на месте автоцистерну раскачивали при помощи рычагов. Раднэр Муратов любил рассказывать, как создавался этот эпизод: «Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как отскребли его. Смотрим, а Вицина нет! Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне - ему кто-то сказал, будто это состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость». К слову, в отличие от остальных членов криминального квартета, Муратов просидел в этом растворе минимум времени. Как вы помните, в общей цистерне, где ехали Доцент, Косой и Хмырь, его не было, так как он находился в «индивидуальной» емкости-прицепе. Поэтому актеру понадобилось лишь окунуться в раствор и вылезти из него.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА

К удивлению самих создателей «Джентльменов», картина не была запрещена. Поначалу, конечно, руководство Госкино никак не хотело пропускать «блатную» ленту с большим количеством тюремной лексики. Говорят, что фильм спас тогдашний глава МВД СССР Николай Щелоков. В преддверии Дня милиции ему показали «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Потом фильм увидел и генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше министра. А по поводу жаргонных словечек Леонид Ильич сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». Так картине был дан зеленый свет.

«Джентльменов удачи» помнят и любят до сих пор. Совсем недавно в Казахстане был открыт памятник героям этого фильма - Доценту, Косому, Хмырю, Василию Алибабаевичу и верблюду Борису. Он установлен не где-нибудь, а на базарной площади казахского города Тараза, который в советские годы назывался Джамбулом. То есть это то самое место, о котором Василий Алибабаевич говорит: «Там тепло. Там мама!» Местные жители очень гордятся, что их город упоминается в фильме, хотя никто из четверки актеров, никогда не бывал в Джамбуле (сам Муратов родился в Ленинграде и почти всю жизнь прожил в Москве). Да и съемки картины проходили вообще не в Казахстане, а в узбекском Самарканде.

Как известно, Василий Алибабаевич получил год тюрьмы за то, что, работая на АЗС, разбавлял бензин ослиной мочой. И лишь в наши дни выяснилось, что этого человека надо было не судить, а повсеместно… перенимать его опыт! Дело в том, что подобным образом специалисты французской фирмы «Рено» достигли чистоты выхлопа тяжелых грузовиков, удовлетворяющего нормам Евро-5. Технологически это стало возможным благодаря добавлению к топливно-воздушной смеси обыкновенной мочевины. На грузовик устанавливается дополнительный бак на 30 литров жидкой мочевины, которая в определенной пропорции смешивается с подаваемым в двигатель топливом. Выходит, что еще 35 лет назад создатели фильма предлагали передовую технологию создания экологически чистого моторного топлива! ГЕРОЙ ВТОРОГО ПЛАНА

История о «Джентльменах удачи» была бы далеко не полной без рассказа об автомобиле-цистерне, которая перевозила четырех героев картины. Многие принимают этот грузовик с голубой кабиной за ГАЗ-51, однако в фильме снималась совсем другая машина.

Речь идет о продукции Уральского автозавода из города Миасс Челябинской области, куда в ноябре 1941 года был эвакуирован Московский автозавод имени Сталина («ЗиС»). Производимые на новом месте машины получили марку «Урал-ЗиС» и неформальное прозвище - «уралец». В конце 50-х годов конструкторы предприятия стали подумывать о переходе с деревянных кабин на металлические, однако дело тормозилось отсутствием штампов. Выход нашел конструктор Андрей Липгард, отбывавший в то время на Урале ссылку. Он предложил использовать для изготовления кабины штампы-дублеры от горьковских грузовиков ГАЗ-51. Вот почему эти две машины с совершенно разной «начинкой» оказались внешне так похожи друг на друга. Новый автомобиль, получивший индекс «Урал-ЗиС-355М», начали выпускать в 1958 году.

Первоначально этот грузовик предназначался для поставок на целину, но постепенно он завоевывал все большее признание автотранспортников и «растекался» по всему Советскому Союзу. Водители полюбили его теплую цельнометаллическую кабину с современной системой отопления, электрическими стеклоочистителями и другими удобствами, которых тогда не было на грузовиках других марок. Всесоюзное внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» предлагало «Урал-ЗиС-355М» иностранным покупателям. Экспортный вариант отличался хромированными ободками фар и колпаками на ступицах колес - некоторое количество таких машин было поставлено в Финляндию и Афганистан. В общей сложности за 7 лет было выпущено 192 580 экземпляров «Урал-ЗиС-355М». Последний автомобиль этой модели сошел с конвейера в Миассе 16 октября 1965 года, уступив место полноприводному вездеходу «Урал-375».

Показанная в фильме автоцистерна АЦМ-23 на шасси упомянутого грузовика была выпущена в начале 60-х годов в Киргизии (водители дали ей прозвище «киргиз»). Она вмещала 2380 литров жидкости и была предназначена исключительно для перевозки… молока. О том, что данное изделие является молоковозом, говорят полки с поручнями по бортам, на которые доярки могли установить до 16 дополнительных фляг с этим продуктом. На автоцистернах для перевозки цементного раствора (а также воды или бензина) таких полок никогда не было.

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 11. Трое в цистерне, не считая Муратова

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru