16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 10 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Часть 7. МЕСТО ВСТРЕЧИ СО «СТУДЕРОМ»

«ПЯТЕРКА» И «ВОСЬМЕРКА»

В культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина. Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Последний был создан в 1938 году московским заводом «Аремкуз» на базе упомянутого грузовика и унаследовал все его характеристики: обитая жестью деревянная кабина, двигатель мощностью 73 лошадиных силы, грузоподъемность 3 тонны.

Любопытно, что автомобиль ЗиС-5 и его модификации имели минимум удобств: все тормоза были без гидравлики, в кабине отсутствовала печка, а на ветровом стекле не была предусмотрена даже такая естественная вещь как «дворники». Главными достоинствами этой машины стали простота (его можно было отремонтировать прямо в поле) и фантастическая живучесть. Известен случай, когда ЗиС-5 с вышедшим из строя бензонасосом сумел выехать из-под вражеского обстрела – водитель вел машину, а пассажир, лежа на капоте, лил бензин из канистры прямо в карбюратор…

СТРЕЛЯЙ, ГЛЕБ ЕГОРЫЧ!

Один из персонажей фильма по имени Фокс ведет совершенно роскошную жизнь: обедает в коммерческом ресторане «Астория», носит форму из материла «как у высшего офицерского состава» и, конечно же, ездит на… иномарке. И действительно, по сравнению с отечественными машинами американский грузовик марки «Студебекер» (его называли не иначе как «Студер») обеспечивал водителю и пассажирам гораздо более высокий уровень комфорта.

Когда грузовик с Фоксом начинает отрываться от преследователей, шофер Копытин сетует: «Догонишь его, как же. У «Студера» мотор втрое мощнее нашего!» Между тем, данная фраза совершенно не соответствует действительности, поскольку все поставлявшиеся в СССР «Студебекеры» модели US-6 имели двигатели мощностью 95 лошадиных сил. Чем «американец» действительно отличался от советских грузовиков той поры, так это наличием дополнительной (пятой) ступени в коробке передач. Благодаря этому качеству личному водителю Фокса почти удалось оторваться от погони.

В фильме все заканчивается хорошо: Жеглову удается, стреляя с довольно почтительного расстояния, из револьвера «Наган» попасть в голову водителя бандитской машины. Затем грузовик с лязгом скатывается под уклон мостовой и, пробив решетку парапета, переворачивается и вверх колесами падает в реку Яузу. Фокса за шкирку вытаскивают из воды и уводят в «Фердинанд».

В действительности (то есть на съемках данного эпизода) едва не произошла большая беда. По воспоминаниям каскадера Владимира Жарикова, готовя этот трюк, он с коллегами рассчитывал, что «Студебекер» на скорости слетит с берега и плюхнется в воду «брюхом». Однако машина, потеряв скорость от удара о бордюрный камень, «клюнула носом» и перевернулась. Жарикова и его напарника заклинило в кабине, двери которой погрузились в толстый слой ила. Вместо запланированных нескольких секунд они пробыли под водой более минуты, прежде чем сумели выбраться из машины.

Через несколько лет после описываемых событий фильм показали одному американскому режиссеру. Он был поражен трюком с падением грузовика, в кабине которого сидели каскадеры: «У нас в Америке подобные эпизоды снимают с использованием монтажа: сначала сбрасывают в реку машину с манекенами, а потом - выбирающихся на берег людей». Жариков поинтересовался у режиссера, сколько получили бы американские каскадеры за исполнение такого трюка? Ответ был следующий: «За столь серьезный риск нужно заплатить не меньше ста тысяч долларов!» Остается лишь добавить, что по существовавшим в то время расценкам Госкино трюк высшей категории сложности стоил 50 рублей – именно во столько и был оценен эпизод с перевернувшимся «Студебекером».

ТАНДЕМ С «КАТЮШЕЙ»

Конструктивно «Студебекер» US-6 был очень близок к американскому армейскому грузовику фирмы «Дженерал Моторс», внешне отличаясь от него лишь формой кабины. По причине острой нехватки в СССР высокооктанового бензина специально для этой модели был создан двигатель с пониженной степенью сжатия (5,85 вместо 6,75), который мог работать даже на низкокачественном топливе.

«Студебекер» имел привод на все три оси и 25-сантиметровый дорожный просвет, что обеспечивало ему очень хорошую проходимость. За это, в сочетании с надежностью и отличными тормозами (гидравлическими с вакуумным усилителем) наши шоферы и ценили американские машины. Официально грузоподъемность «Студебекера» была указана 2,5 тонны, т. е. меньше, чем у отечественных грузовиков. Однако Главное автомобильное управление Красной Армии разрешало эксплуатировать американские машины с грузом до… четырех тонн!

С 1943 года именно «Студерам» была доверена высокая честь стать единственной базой для установки гвардейских минометов БМ-13, прозванных «Катюшами». В фильме «Женя, Женечка, Катюша» эти установки совершенно правильно показаны на шасси американских «Студеров». Между тем в западных областях России имеется несколько нелепых памятников этим установкам, которые приделаны к двуосным грузовикам ЗиС-5 (в действительности такого никогда не было – даже БМ-13 ранних выпусков ставили на трехосные машины ЗиС-6).

В период с 1942 по 1945 год американцы завезли в нашу страну 450 тысяч автомобилей различных марок. К концу войны они составили две трети автопарка Красной Армии. Из этого числа на долю «Студебекеров» приходится порядка 180 тысяч штук. Значительный процент из них был собран в СССР: на протяжении нескольких лет этим занимались Ульяновский и Минский автозаводы. Однако абсолютное большинство поставленных нам грузовиков были… иранского производства. Узлы и агрегаты «Студеров» доставлялись морем до порта Абадан, где их собирали, заправляли бензином и далее наши водители своим ходом перегоняли эту технику в СССР.

Как известно, США поставляли нам автомобили и иную технику на условиях лендлиза. Это значит, что утраченные в боях и списанные машины оплате вовсе не подлежали, а те, что «дожили» до конца войны, следовало вернуть в США либо выкупить по остаточной стоимости. Из-за испортившихся отношений с бывшими союзниками платить ничего не стали и у СССР возник внешний долг в размере 674 миллиона долларов, который мы начали выплачивать лишь в 1991 году. Из техники за океан возвратились разве что самолеты, тогда как автомобили, в первую очередь вышеописанные «Студеры» еще много лет трудились на стройках и лесоповалах нашей необъятной страны. Сегодня эти машины можно увидеть только в музеях автомобильной техники или в кино…

Дмитрий Коробейников



Архив АВИСвежий номер



Часть 7. МЕСТО ВСТРЕЧИ СО «СТУДЕРОМ»

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Авто в кино. Часть 20. ОДНА ПЕЧАЛЬ НА ДВОИХ

Часть 19. ВОЕННЫМИ ТРОПАМИ КРЫМА

Часть 18. ЧАПАЕВ БЕЗ НАМЕКА НА ПУСТОТУ


Все статьи рубрики (20)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru