16+
Автовитрина Ижевска
Рекламодателю
Прайс-лист
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Лента новостей
Каталог автопредприятий
Архив новостей
Архив номеров
Душа Удмуртии путешествия по родному краю

Душа Удмуртии
На правах рекламы
Перекрестный огонь
Дорожные хроники
Спортивное поведение
Сегодня в городе моем
Уездные хроники
Тест-драйв
Из первых рук
Путешествия и путешественники
Улиц наших имена
Машина времени
Авто-портрет
Сезон охоты
Мы и ГАИ
Автоликбез от Юрия Гейко
Ижевские машины
Авто-history
Страховка
Вопрос страховому агенту
Авто в кино
Автомобиль в эпицентре истории
Авто-азбука
Советы бывалых
Авто-криминал
Моя история
Авто-байки
Авто-док
Кадры недели
Самоделкин Club
Консультации юриста
Обратная связь

Тираж 15 000 экземпляров

110 точек распространения
На главнуюОбратная связьПоиск


Места распространения

Урок аксидентологии

Аксидентология(accident – авария, несчастный случай) это наука об авариях, их причинах и о том, как их предотвращать. Сегодня о ней говорят все: автолюбители, менеджеры автосалонов, инспекторы ГАИ, инструктора в автошколах, крупные специалисты, инженеры, журналисты и пр. Говорят увлеченно, с азартом, но по большей части безграмотно. Вот ты, читатель, слышал ли когда-нибудь даже название этой науки? Что уж и говорить о продавцах автомобилей, расписывающих количество подушек безопасности, и рекомендующих застегивать ремень за спинку сиденья…

По различным данным, на дорогах России в 2005 году погибло от 31000 до 45000 человек. Пускай вас не пугает такой сильный разброс цифр, просто одни спецслужбы выполняют задачу президента по сокращению численности смертей на дорогах, другие работают как обычно. В результате работы последних официальная смертность стремительно растет. Медики и МЧС утверждают, что количество погибших на 20 процентов больше, а число пострадавших - на 80. В ГИБДД не смущаются бурным ростом числа автомобилей на дорогах, ухудшения их состояния, неопытностью большого числа водителей-новичков и говорят о снижении ДТП.

Часто можно услышать такую фразу: «У нас за непристегнутый ремень не штрафуют. Удмуртские гаишники на это внимания не обращают, потому и пристегиваться не будем». АВИ проверила – действительно не штрафуют. Мы проехали в обеденный час-пик по главным автомагистралям Ижевска, побывали на постах ГАИ у выездов на Якшур-Бодьинский, Завьяловский, Нылгинский тракт, прокатились мимо здания ГИБДД и нас ни разу не предупредили о том, что надо пристегиваться. Останавливали для проверки документов, интересовались страховкой и немытыми фарами (это днем, при ярком солнце!), но ни слова о ремнях. Настоятельно просим не повторять подобных экспериментов, а за содеянное раскаиваемся. Все во благо наших читателей.

Но на этом мы не остановились, а притормозили на полчаса около самых напряженных перекрестков в утренний, дневной и вечерний часы-пик, дабы подсчитать количество пристегнутых водителей.

Старый аэропорт, перекресток Ленина и Молодежной. За каждые 30 пиковых минут мимо промчались около 100 автомобилей, то есть за все время наблюдения - около 300. Из них водители только четырех (!) были пристегнуты. Ситуация с пассажирами еще плачевнее – всего двое.

Пересечение улиц Пушкинской и Красноармейской. То же время. Результат – пятеро из трехсот десяти. Из трехсот тридцати четырех водителей, проехавших перекресток улиц Кирова и Удмуртской, шестнадцать были пристегнуты ремнями безопасности. Самыми дисциплинированными водителями оказались участники движения в городке Металлургов: двадцать из двухсот восьмидесяти. Интересно, что водителей иномарок и отечественных автомобилей среди пристегнутых было поровну. Видимо, перспектива удара подушкой во время аварии не является стимулом к пристегиванию.

Всего из 1200 водителей, невольно принявших участие в исследовании АВИ, всего 45 соблюдали правила дорожного движения и просто придерживались здравого смысла в плане безопасности, это 3,75 процента! А остальные?

Но вернемся к аксидентологии. Дабы нас не упрекнули в очередном переливании из пустого в порожнее, поговорим о тех самых средствах безопасности, что так часто игнорируются большинством водителей.

Аксидентология подразделяется на активную и пассивную безопасность Активная призвана помочь избежать аварии. А пассивная - сделать все, чтобы защитить водителя и пассажиров от ее последствий.

История ремней безопасности началась еще в 1907 году, когда впервые был применен ремень поясного типа на автомобилях. Знания о пассивной безопасности тогда были еще в зачаточном состоянии. Например, многие инженеры и конструкторы считали, что обезопасить драйвера во время аварии может только очень жесткий кузов. Проводились даже краш-тесты с участием живых пилотов. Однако здравый смысл и законы физики взяли свое. Ведь водитель в данном случае принимал всю энергию удара на себя! Представьте, что на скорости в 50 километров в час (довольно-таки высокая по тем временам скорость) пристегнутый поясным ремнем водитель получал удар в живот силой в 2 тонны! А не пристегнутый «покидал» пределы авто и ударялся уже чем придется.

В 50-х годах американские инженеры-авиаторы создали Y-образный ремень, который фиксировался в районе живота.

А в 1959 году выдающийся инженер Нильс Борн представил миру V-образный ремень, который по сей день используется на большинстве автомобилей. Нильс, кстати, тоже был авиатором. Работая на тогда еще «авиационном» СААБе над системами катапультирования, он накопил огромный опыт и знания в области безопасности. И когда его переманило тогдашнее руководство «Вольво», он с успехом реализовал все свои наработки. Первыми серийными автомобилями, оснащенными новым ремнем, стали модели Volvo P120 Amazon и PV544. Успешная конструкция не заставила долго ждать своего появления на других автомобилях всего мира. Гениальность шведского изобретения состояла в том, что отныне были решены сразу несколько проблем. Водитель больше не подныривал под диагональную лямку во время удара благодаря поясной и не повреждал живот благодаря диагональной. Авиационные Y-образные ремни создавали много хлопот водителям мужского пола и потому были непригодны к использованию в автомобилях.

Затем ремень Борна многократно совершенствовался. Появилось устройство автоматического втягивания на катушку, благодаря которому ремень больше не валялся на грязном полу и всегда был плотно подогнан по фигуре (это крайне важно во время столкновения). Появились преднатяжители, которые помогают натянуть ремень во время, а самые продвинутые - и до аварии. Вместе с ними появились и ограничители усилия. Например, во время аварии нагрузки на грудь могут превысить максимально допустимые значения и привести к травмам. Ограничитель помогает избежать этого и немного распускает ремень. С этой же целью ведутся разработки ремней со встроенной подушкой безопасности, которая увеличивает площадь давления, снижая при этом силу, и компенсирует некоторое движение вперед.

Многие форумы о безопасности движения пестрят заявлениями вроде: «Я не пристегиваюсь, потому что смогу удержаться руками за руль в случае удара». Но это крайне невежественно. Тем, кто думает так же, предлагаем поднять груз массой 3–3,5 тонны – именно такая сила действует на водителя во время удара на скорости 60 км/ч. Даже если кости выстроятся в линию и примут удар на себя в обход мышц (что невероятно), то они просто сломаются, не выдержав нагрузки (руль погнется гораздо раньше).

«Зачем мне пристегиваться, если в моем автомобиле куча подушек безопасности?» Подушки всего лишь дополняют ремни, а не заменяют их! Тем, кто не верит, стоит представить свою голову, летящую на скорости 60 км/ч, и жесткий воздушный мешок, летящий навстречу со скоростью более 150 км/ч. Результат очевиден. Причем даже в безобидной аварии подушка может нанести непристегнутому водителю серьезные травмы лица и шеи.

Кстати, уровень аксидентологической грамотности менеджеров местных автосалонов близок к нулю. Достаточно взглянуть на тестовые автомобили: ремни безопасности застегнуты за или на сиденье. Это хитроумный способ борьбы с зуммерами о не пристегнутых ремнях. Менеджеры этим изобретением очень гордятся и… рекомендуют покупателям делать так же! Причем количество подушек они продают с особым рвением, заботясь о безопасном имидже марки. Это все равно что продавать пылесос и рекомендовать не включать его – мол, пыль сама в нем застрянет.

«Я пристегиваюсь только на трассе, в городе это ни к чему». Действительно, отправляясь в междугороднюю поездку, мы произносим что-то вроде молитвы, пристегиваемся и едем. Только пересекли границу населенного пункта – тут же отстегиваемся. Вроде как неудобно. Странно, но на трассе почему-то ремень не мешал… На самом деле пристегиваться нужно везде и всегда. В городе опасностей не меньше, а транспортный поток значительно больше. Мы ведь не можем отвечать за действия других водителей.

Пример. Небольшая авария. Не разъехались на перекрестке, скорость невелика. Помято крыло, капот, разбиты фары. В одном автомобиле водитель и пассажир отделались легким испугом, потому что были пристегнуты. Во втором пассажирка ударилась головой в лобовое стекло – ремень за спинкой кресла. Современные лобовые стекла обычно триплексные, то есть состоят из нескольких слоев стекла и пленки, дабы быть «мягче» и было меньше осколков. Так вот, волосы пассажирки застряли между стеклом и пленкой – попробуй отдери! Картина из пятен крови и клочьев волос не самая приятная.

Можно приводить еще много мнений, «почему я не пристегиваюсь», но ни одно из них не находит реального подтверждения. Лучше систем пассивной безопасности, чем ремень, пока еще не придумано. Более того, все новое строится как раз вокруг него. Подушки безопасности, например. Или мерседесовская система PRE-SAFE®, распознающая аварию еще до столкновения. Благодаря ей лямки ремней натягиваются, сиденья принимают оптимальное положение, люк, стекла закрываются и т. д.

Откуда такая забота иностранных автопроизводителей о здоровье и безопасности автомобилистов? Дело, как всегда, в деньгах. Например, в Европе в аварии чаще всего попадают люди в возрасте от 20 до 40 лет. Каждый из них обходится государству как минимум в миллион евро! Это деньги, которые идут на образование, льготные кредиты, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии. А теперь представьте себе, что молодой человек, в которого были вложены такие деньги, по своей неопытности или глупости попадает в аварию со смертельным исходом. Деньги на ветер! А ведь еще нужно учесть, что у него есть родственники, друзья, на которых это неминуемо скажется уменьшением работоспособности. А если пострадавший остался жив, но стал калекой? Это еще дороже! Оплата сиделок, врачей, пособия… Еще одним инициатором всеобщей борьбы за безопасность дорожного движения и усовершенствование систем пассивной безопасности выступают страховые компании. Их прибыль напрямую зависит от сумм выплат за смерть или увечья в авариях. Вот такие они, «капиталисты».

Благодаря их стараниям была создана влиятельная ассоциация EuroNCAP (European New Car Assessment Program). Это методика оценки пассивной безопасности новых автомобилей, благодаря которой составляется рейтинг безопасности. Вряд ли найдется человек, который еще не слышал о ней (если вы еще не слышали, позвоните или напишите нам и в ближайшем номере мы о ней расскажем). В последнее время отечественные производители благодаря стараниям прессы все чаще обращаются к западному опыту. Теперь уже в рекламных проспектах не встретишь фраз о том, что автомобиль безопасен, потому что отвечает всем сертификационным требованиям и нормам. Они уже давно устарели и не отражают действительность.

Американцы, как всегда, отличились. Их оценка безопасности автомобилей включает требования и по безопасности не пристегнутых водителей и пассажиров. Американцы, так же, как и мы, не любят пристегиваться. Это породило массу споров среди специалистов. Мы же настаиваем на том, что все без исключения должны пристегиваться. Ведь это не так уж и сложно. Научились же мы в конце концов включать фары в сумерках и на загородных трассах. Хотя прекрасно понимаем, что расход топлива увеличивается на 4-5 процентов. Ремни не требуют вообще никаких расходов!

Дмитрий Киро



Архив АВИСвежий номер



Урок аксидентологии

Технологии обмана

АКПП - приятная штучка

Ломать не строить?

На этой неделе
Встречайте! LIFAN Cebrium: Новый флагман под тремя парусами!

Установил – и забыл!

Водители против пешеходов: война в разгаре

Каникулы за 78 миллионов

Каждому по месту

Русско-турецкая «возня»

Большой друг из Великого Врага

Технологии обмана

АКПП - приятная штучка

Ломать не строить?


Все статьи рубрики (10)
© 2004—2010
Издательский дом «Автовитрина Ижевска»
Тел.: +7 (3412) 942-106, 942-107
E-mail: avtovit@mail.ru